Пивовары предупредили о риске коллапса на рынке из-за сроков введения маркировки
Крупнейшие пивовары предупредили о риске коллапса на рынке из-за введения маркировки. По их мнению, предложенные сроки нереалистичны и могут вызвать сбои в поставках пива
Предложенные Минпромторгом сроки введения обязательной маркировки пива нереалистичны и могут привести к коллапсу на пивоваренном рынке, заявила Ассоциация производителей пива, которая объединяет крупнейшие работающие в России пивоваренные компании AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken. Ее заявление есть у Forbes.
«Уже с 1 сентября могут начаться сбои в поставках разливного пива в точки общепита, а в конце года эта ситуация может распространиться и на другие сегменты», — предупредила ассоциация.
Кроме того, указывает она, пока не решен вопрос сосуществования двух параллельных систем — ЕГАИС и маркировки. Регуляторы неоднократно заявляли, что рынку придется работать только с одной системой, но пока понимания, как связать эти две системы, нет, отмечает ассоциация.
По мнению членов ассоциации, не менее важна и техническая сторона. «В указанные сроки поставщики специализированного оборудования не смогут удовлетворить потребности российского рынка. Кроме того, пивоварам необходимо будет установить и протестировать новое оборудование, что может занять продолжительное время», — говорится в заявлении ассоциации. Она также указывает, что для маркировки отдельных видов упаковки, в частности алюминиевых банок, пока нет подходящих технических решений.
Кроме того, неясен и вопрос стоимости технических решений, которые должна будет закупить и внедрить отрасль. Реализация проекта маркировки может привести к существенному повышению себестоимости и росту конечных цен, считают производители. «На фоне сокращения покупательной способности населения это может быть негативно воспринято потребителями и приведет к росту нелегального рынка», — добавила ассоциация, отметив, что для «полноценного и безболезненного» внедрения проекта маркировки потребуется значительно более длительный период, чем один год.
Оператор системы цифровой маркировки — Центр развития перспективных технологий — в свою очередь заявил, что обязательная маркировка не вызовет дефицита пивной продукции и роста цен. «Это те «апокалиптические прогнозы», которые наиболее часто звучать от организаций и ассоциаций, не заинтересованных в цифровой маркировке и обелении рынка, повышении качества продукции и выравнивании конкурентных условий ведения бизнесе в стране», — заявил Forbes представитель ЦРПТ. Он напомнил, что у компаний есть полтора года на подготовку к введению маркировки.
Ранее 3 декабря Минпромторг назвал сроки, в которые предлагает ввести обязательную маркировку пива и слабоалкогольных напитков. Для продукции в специализированной упаковке, которая не предназначена для конечного потребителя, ведомство предложило ввести маркировку с 1 сентября 2022 года, а для остальной — с 1 декабря.
Ведомство запустило эксперимент по маркировке пива 1 апреля, он продлится до осени 2022 года. Эксперимент, как указывает министерство, позволяет протестировать процессы, наладить работу в информационной системе и подготовиться к введению обязательной цифровой маркировки.
В пилотном проекте участвуют 167 компаний, которые занимают более 80% рынка, уточнил Минпромторг. «Благодаря внедрению маркировки нам удастся снизить количество нелегальных товаров и защитить потребителей, как это уже произошло в других категориях. Маркировка в категории слабоалкогольных напитков необходима», — приводятся в сообщении ведомства слова замглавы Минпромторга Виктора Евтухова. Он отметил, что сроки введения обязательной маркировки еще будут обсуждаться «со всеми участниками оборота этой продукции».