«Железный занавес» или «большой успех»: физтехи о введении санкций США против МФТИ
25 ноября США ввели санкции против МФТИ. Документ опубликовало американское Министерство торговли. Российский вуз попал под ограничения за участие в «производстве военной продукции».
Включение в санкционный список означает, что для экспорта американских товаров или их передачи внутри США в пользу МФТИ и других участников списка американские компании должны будут получать специальную лицензию. При этом выдаваться она будет с «презумпцией отказа».
В вузе уже выразили надежду, что американские санкции не ухудшат взаимодействие МФТИ с университетами США и не помешают Физтеху продолжить выстраивание плодотворного сотрудничества с ведущими мировыми исследовательскими центрами и учеными с мировым именем на благо развития глобальной науки (текст сообщения есть у Forbes).
Московский физико-технический институт (МФТИ), также известный как Физтех, является одним из ведущих вузов России и входит в основные рейтинги лучших университетов мира. Основателями и профессорами института были нобелевские лауреаты Петр Капица, Лев Ландау и Николай Семенов. Он был основан в 1946 году. Входит в тройку лучших вузов страны рейтинга Forbes. В 2016 и в 2018 годах МФТИ входил в 100 самых престижных вузов мира по версии британского журнала Times Higher Education.
МФТИ выпускает не только ведущих ученых, но и самых успешных бизнесменов. В последний рейтинг 200 богатейших бизнесменов Forbes вошли 12 выпускников МФТИ, а недавно к ним присоединился Иван Стрешинский, глава холдинга USM Алишера Усманова. Среди физтехов также немало известных стартаперов и инвесторов. Forbes поговорил с некоторыми из них и выяснил, что они думают о решении Вашингтона и чем оно обернется на практике.
Гром среди ясного неба
Решение о введении санкций США против вуза для его выпускников стало абсолютно неожиданным. «Офигеть!» и «охренеть, вообще беспредел!» — так отвечали на вопросы Forbes известные физтехи, пожелавшие сохранить анонимность. Но и те, кто был более сдержан, признавались — введение санкций их ошеломило.
Впрочем, многие уверены, что последствия для альма-матер не будут критичными.
Совладелец компании «Технониколь», выпускник МФТИ Игорь Рыбаков говорит, что внесение в санкционный список Минторга США — не то же самое, что введение всеобъемлющих финансовых санкций против физических лиц, госкорпораций или коммерческих компаний. Санкции против МФТИ имеют техническую природу, направленную на ограничение торговли с Физтехом или организациями, связанными с Физтехом.
С ним согласен основатель Acronis, выпускник МФТИ Сергей Белоусов. По его словам, стратегическое оборудование из США вуз и так не продавал — экспортный контроль и раньше его останавливал.
«Я не вижу никаких особых проблем в самом факте включения МФТИ в санкционный список. Я бы даже не назвал это санкциями», — рассуждает управляющий партнер российского венчурного фонда, пожелавший остаться анонимным. Он обращает внимание на то, что в пресс-релизе Бюро промышленности и безопасности (BIS) Минторга США было 27 компаний; 26 попали в относительно жесткий список (угроза нацбезопасности США), а МФТИ — единственная упомянутая организация, которая значится не в этом, а в другом списке — производителей военной продукции для конечных пользователей (MEU).
При этом репутационных последствий вузу не избежать. «Организации, которые ловят каждый чих американского правительства, предпочтут заморозить или задержать контракты с Физтехом. Репутации вуза это нанесет определенный ущерб», — говорит Рыбаков.
«С точки зрения общественного мнения — научного, студентов, вообще в России и мире — это, конечно, неприятно. Очень многие будут неправильно интерпретировать такие «санкции», — говорит Белоусов.
Ограничение сотрудничества
Репутационные потери — не пустой звук, на практике они могут обернуться для вуза приостановкой конкретных программ сотрудничества с зарубежными университетами. Такие примеры в истории российского высшего образования уже были. Тесные контакты связывали Массачусетский технологический институт (MIT) и «Сколково»: в 2013 году MIT избрал главу совета директоров «Сколково» Виктора Вексельберга членом попечительского совета, а в начале 2018-го миллиардер попал под санкции и вскоре покинул состав совета MIT. МГТУ им. Баумана формально под санкциями не числится, но в конце 2020 года дистрибьютор компании Microsoft в России «Софтлайн» уведомил вуз о том, что не будет продавать новый и продлевать лицензию на уже приобретенный софт.
Выпускники МФТИ признаются, что пока не понимают, как сильно ограничения затронут его работу с иностранными вузами. Тем не менее первые ласточки уже появились: как рассказал Forbes один из активных физтехов, у МФТИ была договоренность о стажировке его сотрудников в одном из израильских университетов в рамках обмена опытом. Сразу после объявления санкций, по словам источника, израильская сторона уведомила Физтех о приостановке этого процесса до формулирования официальной позиции. «Американцы вешают железный занавес», — резюмирует источник.
От плохих отношений между Россией и США давно страдал бизнес, теперь к этому добавляется образование, говорит главный операционный директор MA Family Юрий Молодцов. Выбор МФТИ бизнесмену кажется особенно странным: он, по его мнению, связан с оборонным сектором не больше, чем любой другой ведущий научную работу вуз. «Даже если сами санкции не заблокируют международную коллаборацию, факт их наличия может оттолкнуть достаточно людей и организаций», — добавляет он.
Пострадают от перемен в первую очередь талантливые студенты, сетует бывший студент МФТИ, основатель медтех-стартапа Broad Mind Иван Цыплухин. «Печально, что менеджмент университета не делает необходимых шагов в этом направлении (международного сотрудничества. — Forbes). Печально, что международная политика (с обеих сторон) препятствует реализации талантливых ребят из МФТИ и других университетов России», — отмечает он.
«Наука не должна иметь территориальных границ. Отсоединяя такое сильное звено научно-технологического мира, как МФТИ, от общей системы, система тоже немало теряет, — говорит глава подразделения Investors & Startups в агентстве Solyanka Дарья Кук. — Все-таки МФТИ — это и нобелевские лауреаты, и основатели миллиардных компаний. Надеюсь, санкционные меры к МФТИ будут носить формальный характер и не повлияют на тот уровень коммуникаций, на котором ученые общаются с учеными».
Позитивный настрой
Впрочем, не все выпускники реагируют негативно, многие восприняли новость о включении в санкционный список как признание — «получше всяких рейтингов», как заявил Forbes один из них. «Это в некотором смысле извращенное признание, что МФТИ — вуз №1 в России и очень важный даже по американским меркам. Было бы радостно, если бы не было грустно», — вторит ему Белоусов. «Это большой успех: мы живем в эпоху экономики внимания, и оно не бывает плохим или хорошим», — рассуждает партнер фонда True Global Ventures Сергей Дашков.
Удастся ли вузу оспорить санкции? Специальный советник Pen & Paper по санкционному праву Сергей Гландин убежден, что шансы выбраться из такого черного списка ничтожно малы. Тем не менее позитивные примеры в российской истории есть. В 2010 году США отменили санкции против Московского авиационного института и Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева. Оба вуза попали под санкции в 1999 году на основании документа, согласно которому односторонним санкциям со стороны США могут подвергаться организации, способствующие разработке оружия массового уничтожения в других странах.
Покинуть санкционный список будет сложно, считает Белоусов: в него попадают путем голосования межведомственной комиссии — большинством голосов; убирают из списка тоже голосованием, но оно уже должно быть единогласным. «Мы будем просто вынуждены привыкнуть к очередному нелепому обстоятельству, с которым ничего не поделать», — признает Дашков.
В этих условиях выпускники МФТИ сейчас просто обязаны взять на себя часть функций по смягчению удара, который нанесен вузу, убежден Рыбаков. «Я призываю всех выпускников Физтеха объединиться для того, чтобы помочь альма-матер достойно принять этот вызов», — обращается он к бывшим студентам. Можно не сомневаться, что физтехи на этот призыв откликнутся: выпускники вуза образуют настоящее братство, самые активные из них входят в «Физтех-Союз».
«Я уверен, что инженерный ум физтехов и в этой проблеме увидит новые возможности и разберется, как ее решить. Физтех — национальное достояние страны. Ожидаю увидеть в своей ленте Facebook множество акций «Я/Мы МФТИ», — резюмирует Дашков.
При участии Дмитрия Гаврилова