CEO Циан Максим Мельников — Forbes: «Людям нужны операции с недвижимостью»
— Как вы оцениваете размещение?
— У нас был очень большой спрос, мы разместились по верхней границе диапазона. Спрос был со всего мира: и из Европы, и из США много институциональных инвесторов. Много фондов из России. Видели спрос со стороны наших клиентов — агентств недвижимости, застройщиков, банков. Спрос был диверсифицированный, якорного инвестора не было.
— Для агентств недвижимости и застройщиков это непрофильные инвестиции.
— У их владельцев есть свободные денежные средства. Когда банковский процент по депозитам низкий, а инфляция растет, надо куда-то свободные средства инвестировать. Рынок акций — естественный вариант, а Циан они знают.
— На розничных инвесторов пришлось больше или меньше 50%?
— Я сейчас не готов сказать. Но все-таки основной этап на IPO — это институциональные инвесторы. Розница — это здорово, мы таких инвесторов очень уважаем. Почему мы сделали IPO на Московской бирже параллельно с Нью-Йоркской? Потому что мы очень хотим поделиться нашим успехом с розничными инвесторами в России. Мы часть этой страны, часть этого общества.
— Вы быстро росли в последние два года, но и рынок недвижимости бил рекорды. Если этот бурный рост остановится, как это повлияет на ваши финансовые показатели?
— Мы исторически росли на 30% в год и выше. В первом полугодии 2020 года из-за локдауна получился рост на 60%. Мы понимаем, вокруг чего строить рост бизнеса. Финансовый маркетплейс — выбор оптимального решения по ипотеке между предложениями от восьми крупнейших банков. Сервис онлайн-транзакций, который позволяет безопасно проводить сделки с электронной цифровой подписью и не стоять в очередях. Рынок может быть высокий, может быть низкий. Но у людей всегда меняются жизненные обстоятельства, происходят свадьбы, и людям нужны операции с недвижимостью.
— Как сочетается подготовка к IPO со сделкой, которую акционеры Циан собирались заключить с Avito?
— Подготовка к IPO — длинный процесс, мы начали готовиться в начале этого года. Крупные акционеры Циана — это фонды прямых инвестиций: Elbrus Capital, Goldman Sachs. Их задача — инвестировать в компанию и потом выходить. Есть срок жизни фонда. Elbrus Capital инвестировал в Циан впервые в 2014 году. Для нас как компании фокус был в том, чтобы идти на IPO. А акционеры вели свои переговоры. При этом совершенно нормально, когда это идет в параллели.
— Какую сумму предлагали?
— Я бы предпочел не разглашать вещи, которые конфиденциальны.
— Планируете ли вы погасить долг перед Райффайзенбанком и совершать новые крупные покупки?
— У нас хватает денежных средств, чтобы и до IPO погасить эти кредиты. Мы заработали уже больше денег, чем остаточная стоимость кредита, мы его гасим постепенно. Потратить привлеченные деньги на погашение кредита — это одна из опций. Мы с ними поговорим, может, погасим — еще не решили. Но у нас есть возможность потратить денежные средства, привлеченные в ходе IPO, на будущие приобретения. За последние семь лет мы приобрели три компании. Мы считаем, что в России много хороших proptech-компаний, поэтому — да, это одна из возможностей.