К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему продажа польской водки не поможет Тарико вернуться в список Forbes

Рустам Тарико Фото Екатерины Кузьминой // RBC/TASS
Рустам Тарико Фото Екатерины Кузьминой // RBC/TASS
Второй производитель водки в мире Roust Corporation Рустама Тарико продает за $1 млрд польскую «дочку» CEDC, планирует расплатиться по долгам и провести IPO. Почему это не гарантирует Тарико возвращение в список Forbes и что может помешать сделке?

Осенью 2011 года создатель группы «Русский стандарт» Рустам Тарико, чье состояние Forbes тогда оценивал в $1,5 млрд, купил свой первый пакет акций (9,9%) польского производителя водки Сentral European Distribution Corporation (CEDC). Спустя десять лет холдинг Тарико Roust Corporation договорился о продаже 100% СEDC (полностью акции польской компании бизнесмен консолидировал в 2013-м). О сделке сообщила сама Roust. Покупателем выступает польский производитель продуктов питания Maspex — в России эта компания известна соком «Теди». Сумма сделки составит 3,89 млрд польских злотых, что примерно равно $1 млрд. Но ее еще должны одобрить польские регулирующие органы.

Последний раз Рустам Тарико входил в список Forbes в 2015 году. В каком состоянии находится его бизнес и что может ждать бизнесмена после крупной сделки?

Алкогольный масштаб

Roust является вторым производителем водки в мире после британской Diageo. Водка Żubrówka, которую производит CEDC, входит в топ-3 самых популярных водочных брендов в мире вместе с «Хортицей» и Smirnoff.

 

С 2019 года Roust не публикует отчетность. В компании Forbes сообщили, что по итогам 2020 года было реализовано более 34,2 млн 9-литровых коробов продукции, а по итогам двух кварталов 2021-го — 15 млн. Валовая выручка от продаж в 85 странах в 2020 году составила более $2,3 млрд. В компании не раскрыли объем чистых продаж — за вычетом акцизов.

В отчете американского инвестбанка Stifel, выпущенном в апреле 2020 года (копия есть у Forbes), говорилось, что по итогам трех кварталов 2019 года выручка Roust составила $1,95 млрд, а чистые продажи — $794 млн. Чистые продажи по итогам 2019 года составили $811 млн.

 

После продажи CEDC бизнес Roust ждет существенное сокращение — представитель компании сообщил Forbes, что на польскую «дочку» приходится 54% всей выручки. За $1 млрд Maspex получит два водочных завода, три лицензированных склада и портфель польских брендов: Absolwent, Żubrówka, Bols, Royal и Soplica.

С чем остается Тарико? Представитель Roust сказал, что после сделки группа «сохранит все свои российские бренды, включая ключевые глобальные, например, «Русский стандарт», а также другие водочные бренды, которые являются лидерами в своих категориях, в том числе «Талку», «Парламент», «Зеленую марку», «Журавли» и ряд других». Roust также сохранит дистрибуторский портфель брендов, среди которых Remy Cointreau, Jägermeister, E.J. Gallo и другие. «Сделка окажет позитивное влияние на российский бизнес компании. После значительного снижения долговой нагрузки компания планирует сфокусироваться на дальнейшем росте российского бизнеса и ее глобальных брендов», — сообщил представитель компании.

Долги и IPO

Сделка с Maspex поможет Рустаму Тарико существенно сократить долговую нагрузку Roust. Еще в 2016 году бизнесмен договорился о реструктуризации с держателями дефолтных бондов Roust на $650 млн. В результате алкогольный холдинг сократил долг до $385 млн, а владельцы облигаций получили 38,6% в капитале Roust. Доля Тарико сократилась до 61,4%.

 

В отчете Stifel говорилось, что по итогам 2019 года чистый долг Roust составлял $759 млн. Представитель компании не уточнил текущий размер долга, но сообщил, что в результате сделки по продаже CEDC долговая нагрузка группы снизится до минимального уровня, а облигации на сумму $385 млн будут погашены в полном объеме.

Одним из условий реструктуризации 2016 года было проведение IPO Roust в течение двух-трех лет. Миноритарные акционеры группы тогда получили преимущественное право продажи своих акций. Существовала еще одна договоренность — если холдинг выйдет на IPO или миноритарии единовременно продадут 90% своих акций исходя из стоимости компании в $899,4 млн, Тарико в виде вознаграждения получит 2% вновь выпущенных акций. Если стоимость компании на момент сделки будет выше, то Тарико сможет претендовать еще на 3% (он будет получать по 1% акций на каждые $250 млн прибавки к стоимости компании).

Roust уже дважды переносил IPO, последний раз — в марте 2020 года в разгар пандемии коронавируса. В апреле 2020 года «Интерфакс» со ссылкой на отчет компании «Русский стандарт-инвест» (подконтрольна Тарико и владеет частью его пакета в Roust) писал, что IPO намечено на ноябрь 2021 года. В Roust сообщили Forbes, что группа  «продолжает рассматривать возможность проведения IPO оставшегося алкогольного бизнеса в течение 2-3 лет после того, как будут реализованы все запланированные инициативы по увеличению его прибыльности, что будет сделать достаточно просто после столь значительного снижения долговой нагрузки, а также в случае благоприятных рыночных условий». 

 Весной 2020 года Stifel оценивал возможную стоимость Roust (с учетом CEDC) всего лишь в $105 млн. Правда, оценка базировалась на минимальном среди алкогольных компаний значении мультипликатора EV/EBITDA равном 8 (в качестве аналога использовалась компания Stock Spirits). У других компаний отрасли на тот момент мультипликаторы были значительно выше, например, у Diageo EV/EBITDA составлял 17,73. 

Русские проблемы

Все годы, что Тарико входил в список Forbes, основным его активом, обеспечивавшим многомиллиардное состояние, был не алкогольный бизнес, а банк «Русский стандарт». В 2020 году J.P. Morgan оценивал стоимость банка (на основании капитала за вычетом нематериальных активов) всего в 24,9 млрд рублей.

 

При этом вокруг банка продолжаются многолетние судебные разбирательства. Еще в 2015 году Тарико договорился с держателями облигаций «Русского стандарта» на $550 млн о реструктуризации. В обмен на два выпуска с погашением в 2020 и 2024 годах инвесторы получили один — с погашением в 2022 году и купоном в 13%. Эмитентом выступила SPV-компания с Британских Виргинских островов Russian Standard Ltd. В обеспечение этого долга Тарико предоставил залог — 49% акций банка «Русский стандарт». Уже в 2017 году компания Тарико допустила дефолт по бумагам. С тех пор владельцы облигаций пытаются взыскать залог.

В 2020 году залогодержатель акций и трастовый управляющий Citibank попытался в российском суде взыскать 49% акций банка. Но потерпел неудачу в двух инстанциях — суд отказался признать Citibank кредитором, решив, что он не является стороной по договору ценных бумаг, а только держателем залога. Впрочем, тяжба далека от завершения. В октябре 2021 года Арбитражный суд Московского округа отменил решения судов первой и апелляционной инстанций и отправил иск на новое рассмотрение, говорится в картотеке арбитражных дел. Незадолго до этого решения владельцем более 30% дефолтных бондов объявила себя инвесткомпания A1, входящая в «Альфа-Групп». Тогда же собеседник РБК в A1 говорил, что долг Russian Standard Ltd с учетом накопившихся процентов составляет $850 млн.

Может ли тяжба по облигациям «Русского стандарта» повлиять на сделку между Roust и Maspex? Банку сейчас принадлежит около 28% алкогольной компании Тарико. В A1 не стали комментировать сделку по продаже алкогольного бизнеса Roust. В Roust не ответили на вопрос Forbes о том, может ли судебное разбирательство в России повлиять на сделку по продаже польского бизнеса.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+