Минсельхоз предупредил о риске роста цен на молочную продукцию из-за ее маркировки
Минсельхоз предупредил правительство о рисках подорожания молочной продукции. Причиной роста цен ведомство называет в том числе затраты на обязательную маркировку продуктов из молока. Такое требование действует с 1 сентября
Минсельхоз направил в правительство доклад о ценах на продовольствие. Молочная продукция стала единственной категорией продовольственных продуктов, о росте цен на которую предупредило министерство. Возможный рост цен в ведомстве связали с удорожанием себестоимости молока и дополнительными издержками производителей на обязательную маркировку молочной продукции, пишут «Известия» со ссылкой на текст доклада за подписью замглавы Минсельхоза Оксаны Лут.
В докладе рассматривается ситуация с ценами на сахар, подсолнечное масло, зерновые, хлеб, муку, макароны, мясо, молоко, яйца, рыбу и овощи. «С учетом роста себестоимости производства, а также дополнительных затрат предприятий в связи с введением с 1 сентября 2021 года обязательной маркировки молочной продукции со сроком хранения более 40 суток возможен отложенный, экономически обоснованный рост цен на молочную продукцию», — цитирует газета доклад.
В нем отмечается, что подорожали корма и кормовые добавки для скота, упаковочные и горюче-смазочные материалы. В докладе говорится, что средства, которые поступили от экспортной пошлины на зерновые (10 млрд рублей в год), можно направить на компенсацию затрат молочного скотоводства на корма. За последний год (к октябрю 2021 года) себестоимость производства молочной продукции выросла в среднем на 10–12%, а в отдельных случаях — на 27%, сообщили в «Союзмолоке» (объединяет крупнейших изготовителей в стране).
По данным Минсельхоза, стоимость сырого молока у производителей составила 27,6 руб./кг (+7,7% за год), пастеризованного — 49,1 руб./кг (+7,9%), сливочного масла — 526,3 руб./кг (+5,9%), сыров — 391,5 руб./кг (+4,1%). В сети магазинов «Лента» газете сообщили о подорожании закупочных цен на молочную продукцию до 5% с 1 декабря, рост с начала года оценили в 10-15%. В сервисе «Утконос Онлайн» также получили уведомления о повышении цен от поставщиков молочной продукции.
С 1 сентября молочная отрасль попала под действие системы цифровой маркировки. Ее оператором является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, бренд «Честный знак»). По правилам маркировки производители должны наносить на упаковку коды в формате Data Matrix и вносить данные в систему. Маркировке подлежат ультрапастеризованное и стерилизованное молоко, сливки, сухие молочные продукты, сгущенное молоко, масло и десерты со сроками годности более 40 суток.
Развитие событий: ЦРПТ после выхода новости заявил, что маркировка не влияет негативно на стоимость продукции. «На цены в первую очередь влияет увеличение стоимости сырья, производственной упаковки. Также значительно подорожали импортные ветпрепараты, выросли тарифы на электроэнергию. Летом этого года в ряде регионов наблюдалась засуха и, как следствие, снижение урожайности кормов. Внес свой вклад и курс валют», — перечислил представитель ЦРПТ.
По подсчетам центра, стоимость интеграции компаний малого бизнеса в систему маркировки начинается от 10 000 рублей. «При этом бизнес получит от внедрения маркировки до 200 млрд рублей в год в результате доступа к данным. Компании получат детальную информацию о структуре торговых потоков, в результате чего смогут снизить уровень запасов и исключить из товарных цепочек наименее эффективных посредников», — сказал представитель ЦРПТ.