Алкоголь и дешевые продукты: что Mercury Retail Group предложит инвесторам
Лидер алкогольного рынка и одна из крупнейших продовольственных сетей в России, группа Mercury Retail Group (MRG), начала встречи с инвесторами в рамках так называемого investor education — такие встречи проходят накануне IPO. О намерении разместить свои акции на бирже компания объявила 27 октября. Продающим акционером будет Mercury Retail Group Limited, говорится в сообщении. Другие параметры, такие как количество акций и ценовой диапазон, не разглашались.
Один из организаторов размещения BofA Securities в своем отчете (есть у Forbes) оценил стоимость компании в диапазоне от $13,2 млрд до $20,2 млрд. Ранее два источника, близкие к компании, рассказали Forbes, что в ходе IPO ретейлер может привлечь почти $2 млрд, а размещение может стать крупнейшим размещением бумаг российских компаний за последние 10 лет. Для сравнения: рыночная капитализация лидера розничного рынка Х5 Group сейчас $9,65 млрд, «Магнита» — 671 млрд рублей (около $9,3 млрд). «Наши ожидания — это диапазон оценки от $12 млрд до $18 млрд ближе к верхней границе диапазона», — сказал Forbes генеральный директор Infoline Михаил Бурмистров.
Почему Mercury Retail Group может стоить дороже конкурентов?
Причина 1. Магазин у дома
По оценкам BofA, доля Mercury Retail Group на российском розничном рынке составляет 4,6%. Компания владеет двумя розничными сетями, «Красное & белое» и «Бристоль». Она бесспорный лидер среди розничных сетей, работающих в формате ultra-convenience — это сеть из небольших торговых объектов площадью до 200 кв. м вблизи жилых домов. Магазины ориентированы на быстрые небольшие повседневные покупки. В этом сегменте, оценивает BofA, доля Mercury Retail Group достигает 43%.
Сегмент ultra-convenience в последнее время рос в среднем на 16% ежегодно, а к 2025 году темпы роста достигнут 28% в год, пишут аналитики BofA со ссылкой на исследовательскую компанию GfK. «Ожидается, что сегмент ultra-convenience, в котором работает компания, будет расти опережающими темпами в ближайшее время по сравнению с темпами всего розничного рынка. И Mercury Retail, как крупнейший игрок этого формата, конечно, имеет хорошие шансы воспользоваться этим ростом», — говорит аналитик Райффайзенбанка по потребительскому сектору Егор Макеев.
По оценке Infoline, доля «ВкусВилла», ближайшего конкурента Mercury Retail Group в формате ultra-convenience, составляет 6,8%, у остальных представителей формата — от 1,8% до 2,6%. Слабая конкуренция в сегменте на руку Mercury Retail, говорит Бурмистров.
Причина 2. Бурный рост
По прогнозам GfK, которые приводит Bofa, сейчас в России 37 000 магазинов формата ultra-convenience, но к 2025 году их будет около 88 000. Две сети MRG насчитывают сейчас 13 498 магазинов, однако в 2021 году компания надеется открыть 2000 новых точек, в 2022-м — 2500, а начиная с 2023-го открывать не меньше 3000 магазинов в год.
Средние капитальные затраты на открытие одного магазина «Красное & белое» или «Бристоль» составляют около 1,9 млн рублей, а срок окупаемости — до 10 месяцев, сказано в презентации компании. «Такими показателями не может похвастаться ни один российский ретейлер», — говорит Бурмистров. По его оценке, средние инвестиции в открытие «Пятерочки» или «Магнита» составляют 10–15 млн рублей, средний срок их окупаемости — не менее двух лет. У «ВкусВилла» — 4–6 млн рублей и полтора года окупаемости.
Все помещения под магазины MRG арендует, а не покупает.
Причина 3. Финансовые показатели
По прогнозу BofA, выручка компании в 2021-2023 годах будет расти на 26% ежегодно, EBITDA и чистая прибыль — на 33% и 44% ежегодно. 50% чистой прибыли компания обещает направлять на дивиденды.
Причина 4. Низкие цены
И «Красное & белое», и «Бристоль» начинали как алкомаркеты. Но сейчас 51% ассортимента составляют продукты (правда, по данным BofA, алкоголь приносит 75% выручки).
Аналитики BofA провели собственное исследование цен в магазинах MRG и других сетей с невысокими ценами — «Пятерочке», «Магните», «Дикси», «Ашане», «Ленте». В продуктовую корзину для анализа вошли молоко «Простоквашино», сок «Сады Придонья», селедка «Русское море» и т. д. В алкогольную — водка «Русский стандарт», пиво Bud, виски Jack Daniels. Оказалось, что продукты и алкоголь в «Бристоле» и «Красном & белом» на 40–45% дешевле, чем у конкурентов. Аналитики Bofa пишут, что более 70% россиян зарабатывают менее 45 000 рублей в месяц и «имеют тенденцию экономить».
«Уровень цен в магазинах «Красное & белое» и «Бристоль» является одним из лучших на рынке за счет эффекта масштаба и фокусе на эффективность процессов: сети MRG — крупнейшие по продажам алкоголя и табака, — говорит Бурмистров. — Квалифицированная работа с поставщиками обеспечивает лучшие закупочные цены особенно в сочетании портфелем собственных и эксклюзивных марок. Играет роль развитая сеть логистических центров и собственный автопарк».
Около 26% товаров MRG закупает у группы «Мегаполис», одной из крупнейших в России оптовых компаний, принадлежащей акционерам MRG Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву.
Причина 5. Управляют собственники
Из презентации MRG следует, что доли владельцев компании распределены следующим образом: председатель совета директоров Игорь Кесаев владеет 37%, исполнительный директор и основатель сети «Красное & белое» Сергей Студенников — 45% акций, исполнительный директор Сергей Кациев — 8%. У каждого из них более чем тридцатилетний опыт работы в оптовой и розничной торговле.
«Фактор, что сами бенефициары MRG управляют бизнесом, обеспечивает дополнительную эффективность сети. Это серьезное преимущество, — считает Михаил Бурмистров. — На рынке давно не было таких игроков. Это уровень «Магнита» при Сергее Галицком до 2015 года».
Риски
Среди главных факторов риска аналитики Bofa упоминают макроэкономическую нестабильность, непредсказуемое государственное регулирование алкогольной отрасли, с одной стороны, и наличие теневого рынка алкоголя — с другой. Кроме того, в России уже 10 лет подряд снижается потребление алкоголя на душу населения. Помешать компании может возросшая конкуренция, если дискаунтеров станет больше. К тому же, 26% товаров, которые поставляет фирма Кесаева «Мегаполис», ставит компанию в некоторую зависимость от него.
При участии Елены Тофанюк