К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Плохие новости для мировой экономики»: чем опасно замедление роста ВВП в Китае

Фото Sheldon Cooper / SOPA Images / LightRocket via Getty Images
Фото Sheldon Cooper / SOPA Images / LightRocket via Getty Images
Мировая экономика, которой аналитики предрекают кризис и инфляцию, зависит среди прочего от устойчивого роста таких стран, как Китай, который в последние годы стремительно развивался и обеспечивал спрос на сырье и энергетику тем, кто зависит от их экспорта. Однако пандемия и приближающееся банкротство самого крупного в стране застройщика — Evergrande — привели к тому, что темпы роста экономики Китая резко сократились. Некоторые аналитики видят в этом симптомы грядущих фатальных проблем китайской и мировой экономики, другие более оптимистичны

Из-за кризиса на рынке недвижимости и перебоев с электричеством темпы роста китайской экономики в третьем квартале пошли на спад. 18 октября Национальное бюро статистики сообщило, что ВВП КНР в этом году увеличился только на 4,9% по сравнению с показателем предыдущего года 7,9%. Во втором квартале экономика выросла на 7,9%. По сравнению с этим показателем в третьем квартале ВВП увеличился всего на 0,2%, хотя до этого квартальный рост составлял 1,3%.

Эксперты связывают такой контраст с высокими показателями прошлого года после пандемии, на фоне которых текущие показатели выглядят как снижение темпов роста. В 2020 году Китай был единственной страной среди крупных экономических держав, кому удалось избежать рецессии, пишет CNN, однако в этом году из-за каскада проблем продолжать расти как раньше уже не получается.

Идеальный шторм: крах Evergrande и дефицит угля 

Одной из причин замедления темпов роста китайской экономики стали попытки Пекина снизить финансовые риски за счет замедления темпов кредитования сектора недвижимости, на долю которого приходится до 25% ВВП. Долговой кризис в строительной компании China Evergrande Group усугубил проблемы отрасли, из-за чего продажи земли упали. В результате пострадал и рынок строительных материалов, таких как сталь и цемент. Согласно анализу JPMorgan Chase&Co, общий показатель инвестиций в недвижимость и инфраструктуру в сентябре снизился на 2,5% по сравнению с предыдущим годом, при этом наибольшее снижение произошло в секторе недвижимости.

 

Ситуация на рынке недвижимости начала ухудшаться еще до того, как Evergrande совершила технический дефолт, полагает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. «В августе прошлого года китайские власти ввели новые правила для застройщиков, которые бы ограничили скорость накопления долга. В итоге многие девелоперы начали сбрасывать недостроенные проекты, давать скидки потребителям, чтобы как можно скорее получить кеш и начать закрывать долги. Это дезориентировало покупателей, и многие перестали что-либо приобретать, ожидая дальнейшего снижения цен либо стабилизации ситуации на рынке», — пояснил он. 

Кризис на рынке недвижимости повлек за собой и другие отрасли — строительство само по себе является важным источником роста ВВП, а проблемы отрасли влекут за собой снижение спроса на металлы и другое сырье и товары, объясняет Габуев. 

 

Другой проблемой для экономики стал недостаток угля в стране, который привел к кризису в области энергетики. В результате заводы более чем в 20 провинциях сократили производство или вовсе закрылись в конце сентября, так как резкий рост цен на уголь и нехватка электроэнергии побудили местные власти прекратить подачу электричества в промышленных целях. Аналитик Bank of America Хелен Цяо в интервью Bloomberg сказала, что в Китае сейчас слабый инвестиционный спрос, а дефицит энергетики приводит к сокращению предложения. В связи с этим, по ее прогнозу, в следующем квартале рост может снизиться до 3-4%.

Китай сейчас стремится увеличить добычу на угольных шахтах, но ограничения на подачу электроэнергии в промышленной сфере могут сохраняться в течение зимних месяцев, так как уголь понадобится для отопления домов. Фьючерсы на уголь увеличили рост на торгах в понедельник, 18 октября, так как в некоторых провинциях уже заявили, что перенесут начало отопительного сезона из-за холодной погоды на более ранние сроки, пишет Bloomberg.

Замедление темпов роста ВВП Китая по итогам третьего квартала до 4,9% вместо прогнозируемых 5,2% спровоцировано целым рядом фактором, включая нестабильный внешний экономический фон, считает главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Китай является крупнейшей мировой экономикой, соответственно, это один из ключевых потребителей энергоресурсов — нефти, угля, электроэнергии, но при нестабильном спросе, вызванном продолжением распространения коронавирусной инфекции, а также закономерным дефицитом энергоносителей замедление экономики КНР в целом ожидаемо», — говорит он. 

 

Насколько все плохо

Снижение темпов роста происходит на фоне рекордного роста в первом квартале, отмечают эксперты, из-за чего цифры кажутся более критическими, чем они есть на самом деле. «В первом квартале рост составлял почти 20%, но этот феноменальный темп связан, конечно же, с очень низкой базой первого квартала прошлого года, когда только начался коронавирус, вводились локдауны и останавливались предприятия. Поэтому сейчас более нормальные темпы роста ближе к 5% воспринимаются как снижение», — говорит Александр Габуев. 

В то же время, как пишет Bloomberg, ситуация на рынке труда в Китае, наоборот, улучшилась — уровень безработицы в третьем квартале снизился с 5,1% за предыдущие два месяца до 4,9% — это самый низкий показатель с декабря 2018 года, и он значительно ниже годового целевого показателя в 5,5%. Это особенно заметно среди молодежи, которая в последние годы, как правило, с трудом находила работу. Уровень безработицы среди лиц в возрасте от 16 до 24 лет снизился до 14,6% с пикового показателя 16,2%, зафиксированного в июле.

Представитель Национального бюро статистики Фу Линхуэй заявил журналистам в понедельник, 18 октября, что восстановление в секторе услуг помогло создать дополнительные рабочие места. Безработица среди молодежи снизилась, так как все больше выпускников университетов находят работу благодаря правительственным инициативам по развитию предпринимательства и профессиональному обучению.

Показатели экспорта также продолжили расти в сентябре благодаря повышению розничных продаж из-за ослаблений коронавирусных ограничений. При этом рост потребительских расходов еще не достиг допандемийного уровня, хотя именно он делал Китай менее зависимым от внешнего спроса. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось до 4% ВВП в третьем квартале, согласно расчетам Natixis SA, по сравнению примерно с 1% до пандемии.

Ресторанный бизнес и сфера услуг по сравнению с прошлым годом увеличили показатели на 3,1% благодаря усилиям правительства по снятию ограничений, связанных с пандемией. А вот продажи мебели и автомобилей продолжили снижаться, так как потребители по-прежнему не готовы тратиться на дорогостоящие товары, тем более связанные с покупкой жилья.

 

Ошибки, плохие вакцины и энергетический кризис

Глава Народного банка Китая И Ган заявил в воскресенье, 17 октября, что восстановление экономики остается неизменным, даже несмотря на то, что темпы роста «несколько замедлились». Он прогнозирует, что экономика вырастет примерно на 8% в этом году, превысив официальный целевой показатель Пекина в 6%. И Ган при этом признал, что некоторым компаниям грозит дефолт из-за плохого управления, а также заверил, что власти не позволят проблемам самого закредитованного в мире застройщика Evergrande распространиться на весь сектор. 

Экономисты Bloomberg ожидают целевой бюджетной поддержки и небольшого смягчения денежно-кредитной политики с возможностью еще одного снижения норматива резервных требований для банков. В пятницу, 15 октября, Народный банк Китая воздержался от вливания ликвидности в финансовую систему, в то же время попросив кредиторов поддерживать кредитование сектора недвижимости «стабильным и упорядоченным». 

Некоторые эксперты, однако, менее оптимистичны. Бывший главный экономист МВФ Рагхурам Раджан в интервью CNBC сказал, что Китай совершает «большие ошибки», когда усиливает давление на такие важные для роста экономики сегменты, как технологии или недвижимость. «Меня беспокоит Китай, потому что они атакуют то, что до сих пор составляло основу их роста», — сказал он. По мнению Раджана, Китаю придется отказаться от модели роста, построенной на дешевой рабочей силе и дешевом финансировании, но этот переход создаст много зон риска и неопределенности. 

По мнению Антонова из «Алор Брокер», серьезное влияние на экономику могла оказать и вспышка коронавируса в Китае в конце лета — наряду с другими факторами она привела к замедлению показателей промышленности, которая в сентябре продемонстрировала снижение до 3,1%, хотя в августе выросла до 5,3%. Дальнейшие проблемы в экономике страны тоже могут быть связаны с продолжением эпидемии, так как пандемия в Китае не побеждена, говорит Александр Габуев из Центра Карнеги: «В Китае действует стратегия нулевой терпимости к пандемии, то есть закрытие внешних границ, массовое тестирование и повальная вакцинация, но из-за низкой эффективности вакцин против новых штаммов страну открывать не собираются, из-за чего дорожает и замедляется логистика, а это отражается на цене производимых в Китае товаров и негативно влияет на экспорт».

 

По мнению Габуева, энергетический кризис в Китае и мире только начался: «Мы находимся только в начале влияния энергокризиса, оно больше всего ощущалось в сентябре и в летние месяцы меньше сказывалось. Я думаю, что мы увидим больше влияния этих факторов в четвертом квартале». По его словам, это «плохие новости для мировой экономики», которые накладываются на ситуацию в энергетике в Евросоюзе. «Китай является важным драйвером цен на энергоносители и металлы, это самая быстрорастущая экономика мира. Торможение китайской экономики — плохой знак для производителей рудных товаров и другого сырья. Это может внести существенный вклад в мировую инфляцию из-за того, что многие цепочки поставок нарушатся, цены на товары вырастут. А инфляция — серьезный враг мировой экономики», — подчеркнул эксперт. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+