Искупаться в молле: во что можно превратить ставший ненужным торговый центр
«Чайна-таун молл»
Крупный торговый центр на месте старой гавани был построен в 1983 году. Сюда перебрались торговцы с закрытых рынков, а местная еда навынос считалась одной из лучших в городе. Молл оказался в самом центре деловой жизни Тайнаня, но со временем он пришел в упадок. К моменту окончательного закрытия в 2014 году в торговом центре оставались магазины одежды и караоке-бары. Некоторые помещения использовались для жилья.
Жизнь уходит из торговых центров — так звучит сегодня один из самых обсуждаемых участниками рынка недвижимости тезис. Упадок крупных американских моллов начался уже много лет назад, но пандемия наглядно показала, насколько уязвима эта бизнес-модель. Девелоперы усиленно занялись трансформацией своих объектов — меньше торговли, больше развлечений. Но встречаются и более радикальные решения.
В 2020 году в центре города Тайнаня на Тайване, возле старой гавани, открылось общественное пространство Tainan Spring. По сути, это неглубокий бассейн под открытым небом, где горожане могут отдыхать с детьми и спасаться от жары. И только сетка бетонных колонн, окружающих «лагуну», напоминает о том, что раньше здесь был торговый центр «Чайна-таун молл».
Призрак торгового центра
«Чайна-таун молл» был открыт в 1983 году, в преддверии демократических реформ, которые проводил в середине 1980-х на Тайване сын Чан Кайши Цзян (Чан) Цзинго. Спроектировал торговый центр тайваньский 45-летний архитектор Чу-Юань Ли, для которого это было только начало творческого пути — впоследствии он стал архитектором небоскреба Tapei 101, который был высочайшим зданием в мире в 2004–2010 годах, до окончания строительства башни «Бурдж-Халифа» в Дубае.
Несмотря на нестандартный внешний облик, конструктивно «Чайна-таун молл» был простейшей бетонной коробкой. Здесь располагались лавки и павильоны, типичные для китайских рынков по всему миру. В XXI веке устаревший торговый центр опустел и начал разрушаться.
Лагуна
В 2018 году по заказу городских властей архитектурное бюро MVRDV разработало план «ревитализации» пространства. Большую часть торгового центра снесли, оставив несколько несущих колонн. Подземный паркинг тоже сохранился, а внутреннее пространство стало ландшафтным парком с бассейном. Вода омывает островки, на которых высажены деревья. Уровень воды поднимается в засуху и опускается во время сезона дождей.
Общая площадь пространства 54 600 кв. м. Без учета затрат на снос старого здания реконструкция обошлась в $4,7 млн. По периметру здания создана крытая галерея со стеклянным полом — здесь в перспективе могут открыться небольшие магазинчики и киоски. А стеклянный пол, сквозь который виден паркинг, не дает забыть об удивительной судьбе торгового центра.