К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Искупаться в молле: во что можно превратить ставший ненужным торговый центр

Daria Scagliola / MVRDV
Daria Scagliola / MVRDV
Как крупный торговый центр на месте старой гавани в Тайване превратился в арт-пространство с ландшафтным парком с бассейном

«Чайна-таун молл»

Крупный торговый центр на месте старой гавани был построен в 1983 году. Сюда перебрались торговцы с закрытых рынков, а местная еда навынос считалась одной из лучших в городе. Молл оказался в самом центре деловой жизни Тайнаня, но со временем он пришел в упадок. К моменту окончательного закрытия в 2014 году в торговом центре оставались магазины одежды и караоке-бары. Некоторые помещения использовались для жилья.

Жизнь уходит из торговых центров — так звучит сегодня один из самых обсуждаемых участниками рынка недвижимости тезис. Упадок крупных американских моллов начался уже много лет назад, но пандемия наглядно показала, насколько уязвима эта бизнес-модель. Девелоперы усиленно занялись трансформацией своих объектов — меньше торговли, больше развлечений. Но встречаются и более радикальные решения.

В 2020 году в центре города Тайнаня на Тайване, возле старой гавани, открылось общественное пространство Tainan Spring. По сути, это неглубокий бассейн под открытым небом, где горожане могут отдыхать с детьми и спасаться от жары. И только сетка бетонных колонн, окружающих «лагуну», напоминает о том, что раньше здесь был торговый центр «Чайна-таун молл».

 
После сноса здания бетонные обломки не выбросили, а пустили на переработку. Часть конструкции сохранилась. (Фото: Daria Scagliola·MVRDV)

Призрак торгового центра

«Чайна-таун молл» был открыт в 1983 году, в преддверии демократических реформ, которые проводил в середине 1980-х на Тайване сын Чан Кайши Цзян (Чан) Цзинго. Спроектировал торговый центр тайваньский 45-летний архитектор Чу-Юань Ли, для которого это было только начало творческого пути — впоследствии он стал архитектором небоскреба Tapei 101, который был высочайшим зданием в мире в 2004–2010 годах, до окончания строительства башни «Бурдж-Халифа» в Дубае.
Несмотря на нестандартный внешний облик, конструктивно «Чайна-таун молл» был простейшей бетонной коробкой. Здесь располагались лавки и павильоны, типичные для китайских рынков по всему миру. В XXI веке устаревший торговый центр опустел и начал разрушаться.

Несмотря на нестандартный внешний облик, конструктивно «Чайна-таун молл» был простейшей бетонной коробкой (Фото: Getty Images)

Лагуна

В 2018 году по заказу городских властей архитектурное бюро MVRDV разработало план «ревитализации» пространства. Большую часть торгового центра снесли, оставив несколько несущих колонн. Подземный паркинг тоже сохранился, а внутреннее пространство стало ландшафтным парком с бассейном. Вода омывает островки, на которых высажены деревья. Уровень воды поднимается в засуху и опускается во время сезона дождей.
Общая площадь пространства 54 600 кв. м. Без учета затрат на снос старого здания реконструкция обошлась в $4,7 млн. По периметру здания создана крытая галерея со стеклянным полом — здесь в перспективе могут открыться небольшие магазинчики и киоски. А стеклянный пол, сквозь который виден паркинг, не дает забыть об удивительной судьбе торгового центра.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+