Долги китайского девелопера Evergrande Group вызвали тревогу и хаос, но только не для главы компании.
Падение акций компании более чем на 80% в этом году сильно сказалось на состоянии ее миллиардера-основателя и председателя правления Хуэй Ка Яня. Но даже если компания рухнет под тяжестью собственного долга, превышающего $300 млрд, и надвигающейся серии выплат по облигациям, предприниматель все равно останется очень богат.
Состояние основателя Evergrande сейчас оценивается в $11,5 млрд, из которых $8 млрд, по подсчетам Forbes, — это дивиденды, выплаченные Хуэю после IPO Evergrande в 2009 году на Гонконгской бирже. Годовые отчеты компании показывают, что застройщик увеличивал свои обязательства неуклонно с тех пор, как он вышел на биржу, но продолжал выплачивать дивиденды каждый год, кроме 2016-го.
Дивиденды в основном поступили в карман одного человека — Хуэю принадлежит 10,2 млрд акций Evergrande, что составляет 77% компании. Evergrande выплатила дивиденды в размере 1,13 юаня за акцию ($0,17) за 2017 год и 1,419 юаня за акцию ($0,22) за 2018 год. В результате только за эти два года Хуэй получил больше $4 млрд дохода (дивиденды в Гонконге не облагаются налогом). За это же время долг Evergrande вырос с $179 млрд до $243 млрд. По состоянию на конец 2020 года обязательства Evergrande составляли $302 млрд (1,95 млрд юаней) по сравнению с $7,7 млрд (49,9 млрд юаней) в 2009 году, когда компания вышла на биржу.
«Бремя ответственности в таких случаях ложится на кредиторов. Если кредиторы знают о том, что вырученные средства используются для выплаты дивидендов, им следует быть более осторожными, — говорит консультант по корпоративным финансам Роберт Вилленс. — Часто в подобных случаях кредитор просит гарантию со стороны основного акционера. Не удивлюсь, если выяснится, что есть какая-то договоренность, из-за которой акционер может оказаться на крючке».
Под управлением Хуэя Evergrande, основанная 25 лет назад в Гуанчжоу, стала вторым по продажам застройщиком Китая после Country Garden Holdings. Однако в этом году тревога инвесторов из-за растущих долгов компании и ее неспособности расплачиваться по ним привела к резкому падению акций девелопера. На прошлой неделе китайский рынок жилья оказался на грани катастрофы, когда Evergrande предупредила банки, что не сможет вовремя внести платежи по долгам в этом месяце. Застройщик еще не передал 1,6 млн недостроенных квартир покупателям, которые уже внесли первый взнос.
«Сложно сказать, останется ли Хуэй Ка Янь на своем посту. Думаю, Evergrande придется продать непрофильные активы и передать значительную часть проектов местным застройщикам, — говорит Энн Стивенсон-Янг, соосновательница нью-йоркской фирмы J Capital Research и эксперт по китайскому рынку. — Что это значит для задолженности перед людьми, которые инвестировали свои деньги, или покупали квартиры, или занимали деньги Evergrande, или выполняли работы для Evergrande, или делали что-то еще? Финансовой помощи не будет».
Хуэй, которому сейчас 63 года, вырос в бедной семье и учился в Уханьском научно-технологическом университете. В 1982 году он устроился техником на сталелитейный завод, где проработал 10 лет. Затем он начал создавать Evergrande, скупая дешевые объекты недвижимости. На пике, в 2019 году, состояние Хуэя оценивалось в $36,2 млрд. В начале марта 2021 года в очередном рейтинге Forbes оценил состояние предпринимателя в $27,7 млрд, поставив его на 53-е место в списке богатейших людей мира.
Стоимость его акций с тех пор упала более чем с $20 млрд до $3,5 млрд. Но даже если она достигнет нуля, одни только дивиденды позволят Хуэю остаться в числе 100 богатейших людей Китая и быть богаче таких американских миллиардеров, как сооснователь и гендиректор Epic Games Тим Суини и основатель хедж-фонда Дэвид Шоу. Тем временем The New York Times сообщает, что ранее в этом году Evergrande обращался с просьбами занять денег к десяткам тысяч сотрудников и удерживал премии, если они отказывались.
Представитель Evergrande не ответил на просьбу о комментариях по поводу выплаты дивидендов Хуэю.
Перевод Натальи Балабанцевой