Суд объяснил решение не взыскивать с госпиталя миллионера Тетюхина ₽1,4 млрд
Арбитражный суд Свердловской области отказал во взыскании 1,4 млрд рублей с наследников Владислава Тетюхина и выпустил мотивировочную часть решения по иску Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ) (есть у Forbes, само решение было вынесено 1 сентября).
О конфликте госпиталя, принадлежащего сейчас сыновьям Тетюхина (умер в 2019 году), Forbes рассказывал подробно. Владислав Тетюхин вложил в строительство госпиталя, который специализируется на ортопедии и эндопротезировании, 3,2 млрд рублей из средств, вырученных от продажи принадлежавших ему акций «ВСМПО-Ависма». Еще 1,2 млрд рублей в виде кредита выделил бюджет Свердловской области. Госпиталь давно функционирует, а чиновники и наследники Тетюхина не могут договориться, каким способом гасить долг.
В мотивировочной части решения суд напомнил историю госпиталя и договоренностей, по которым КРСУ (принадлежащая властям Свердловской области «Корпорация развития Среднего Урала») ссудила ему в 2013 году 1,2 млрд рублей областных бюджетных средств. После запуска в эксплуатацию госпиталь должен был вернуть деньги долей в 25%+1 акция, создав с КРСУ совместное предприятие. Суд подчеркнул, что «заимодавец вправе потребовать досрочного возврата займа в случае выявления факта нецелевого использования заемщиком денежных средств, нарушения заемщиком условий соглашения… увеличения срока строительства» и некоторых других условий. В решении говорится, что объекты недвижимости введены в эксплуатацию, создан лечебно-реабилитационный центр, то есть цели договора достигнуты.
Переписка госпиталя и КРСУ свидетельствует, что хотя госпиталь предлагал КРСУ принять акции и подписать договор об их купле-продаже, стороны не смогли договориться о порядке раздела имущества (то есть акций компании, которой принадлежит госпиталь. — Forbes). Тем не менее «право на досрочный возврат вложенных инвестиций истцом [КРСУ] утрачено», а «причины отказа истца от предложения ответчика [госпиталя] правового значения не имеют».
Суд отказал госпиталю во встречном иске о понуждении КРСУ к заключению договора купли-продажи акций самого госпиталя и «дочки» госпиталя — «Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра». Обязанности принять предложения госпиталя у КРСУ нет, и «понудить истца к заключению договоров купли-продажи и доли в уставном капитале суд не может».
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме, то есть до 9 октября. В КРСУ не ответили на вопросы Forbes о том, будет ли корпорация обжаловать решение. Генеральный директор КРСУ Максим Прачик не стал разговаривать с корреспондентом, сославшись на то, что находится в командировке.
Накануне объявления судом мотивировочной части решения губернатор области Евгений Куйвашев повторил свои обвинения в адрес госпиталя и его нынешних владельцев. По его словам, госпиталь — это частная клиника, принадлежащая родственникам Тетюхина. «Чтобы деньги не отдавать, наследники говорят о том, что мы кого-то пытаемся задушить, — заявил он. — Новые собственники не хотят развития госпиталя, и сегодня актив выведен кипрскими офшорами, и операционная деятельность разделена. Говорят, что «яблоко от яблони недалеко падает», но с наследниками Тетюхина это не тот случай: он хотел достроить госпиталь, а его дети выбрали другую стезю».
«На наше предложение оформить возврат или превратить деньги в акции от них — тупик», — добавил губернатор и признался, что «обратился в правоохранительные органы». Тем не менее, по его словам, область настроена «на конструктивный диалог с владельцами частного госпиталя и разрушать госпиталь и в мыслях нет».
Дмитрий, старший сын Владислава Тетюхина, не удовлетворен решением суда, но обжаловать его не собирается. «Я бы хотел передать акции корпорации и забыть этот конфликт как страшный сон», — говорит он». Резкое выступление губернатора он объясняет приближением выборов и предполагает, что на самом деле тот не хочет встретиться и обсудить ситуацию, хотя ему это не раз предлагали. По мнению Тетюхина, высказанное в прямом эфире требование губернатора отдать деньги за построенный и работающий госпиталь «выглядит странно».