Минэкономразвития предложило обязательное авансирование госстроек в 70% от их цены
Минэкономики разработало новые меры для повышения финансовой устойчивости строительных организаций, работающих по госконтрактам. В частности, для них предлагается установить обязательное авансирование в размере не менее 70% от цены госстройки
Минэкономразвития разработало новые меры для повышения финансовой устойчивости строительных организаций, работающих по государственным контрактам. Для них предлагается ввести обязательное авансирование в размере не менее 70% от цены госстройки, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо с пакетом инициатив для обеспечения устойчивости строительной отрасли.
Министерство направило письмо со своими предложениями в Минфин, Минстрой и аппарат правительства для их последующего обсуждения на заседании правкомиссии по региональному развитию. Ранее оно направляло предложение ввести с 2022 года обязательное проведение электронного конкурса для контрактов с начальной стоимостью более 10 млн рублей, это предложение вошло и в новое письмо.
Минэкономразвития предложило включить в закон о госзаказах (44-ФЗ) положения об обязательном авансировании госстроек в размере не менее 70%. Сейчас, отмечает ведомство, законом не предусмотрена обязанность авансирования по заключаемым госконтрактам, а ее введение позволит снизить уровень нагрузки на подрядчиков при обслуживании процентов по банковским кредитам. Президент Национального объединения строителей Антон Глушков идею поддержал: размер аванса сейчас может быть не более 30%, нижней границы нет, а в большинстве случаев аванс не устанавливается. По его словам, подрядчики вынуждены брать кредиты для выполнения работ и «нести убытки по причине того, что без аванса начать работы не представляется возможным».
Предлагается разработать единые правила корректировки госконтрактов в случае колебаний цен на стройматериалы. В августе правительство утвердило механизм, позволяющий увеличить цену строительных госконтрактов, заключенных до 1 июля 2021 года, сроком не менее чем на год. Минэкономразвития выступает за создание с 2022 года постоянного механизма — в законе о контрактной системе (44-ФЗ) наличие утвержденного правительством порядка изменения цены строительных контрактов предлагается установить как основание для пересмотра их существенных условий.
Для обеспечения своевременной оплаты исполненных обязательств и внесения авансов Минэкономразвития считает нужным установить цифровой контроль с использованием единой информсистемы в сфере закупок. Так, заказчик будет размещать в системе информацию о сроках оплаты по контракту — контролировать их соблюдение будет Федеральное казначейство. Министерство указало на «негативную практику по превышению установленных сроков», по его мнению, контроль позволит минимизировать риски для подрядчиков и «дисциплинировать» заказчиков.
Ведомство предложило правительству установить порядок и сроки приемки работ, оно рассчитывает уменьшить административную нагрузку на подрядчиков. Как отметил Глушков, хотя в законе предельные сроки приемки работ предусмотрены, на практике они зачастую «несоизмеримы со сроком выполнения работ». Вице-президент Центра стратегических разработок Диана Каплинская отметила, что вопросы обеспечения минимальной рентабельности, а также своевременной оплаты выполненных работ, особенно в условиях высокой волатильности цен, «давно стали» проблемными. «Поправки, если они найдут отражение в законодательстве одновременно, будут иметь серьезный положительный кумулятивный эффект в отрасли», — сказала она.
В аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина газете сообщили, что получили предложения Минэкономразвития, «они требуют всестороннего анализа и на данный момент преждевременно их оценивать и говорить о сроках и возможности вынесения данного вопроса на заседание правкомиссии». В Минфине письмо также получили и рассматривают.