Египет Шредингера: почему туроператоры не спешат продавать путевки на Красное море
В пятницу, 23 июля, оперативный штаб по борьбе с коронавирусом сообщил об открытии новых направлений для отдыха россиян, в том числе о возобновлении авиарейсов на курорты Египта, пока регулярных. С 9 августа будут осуществляться рейсы из Москвы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх с частотой пять рейсов в неделю по каждому маршруту. Перевозчиком может выступить одна из авиакомпаний группы «Аэрофлот».
В оперштабе Forbes сообщили, что межведомственная делегация, после решения которой может быть увеличено количество рейсов на египетские курорты, эту страну еще не посетила: «Визит только готовится, а до этого новых разрешений не будет: ждем визита и новых решений оперштаба».
Туроператоры в ожидании
Новость о возобновлении прямых рейсов на египетские курорты не вызвала бурной реакции у российских туристов, отмечают в компании-агрегаторе авиабилетов Aviasales. «Аномального всплеска спроса на Египет не произошло: рейсы еще не назначены, и для направления пока не сезон, — поясняет представитель пресс-службы сервиса. — Египет стал Египтом Шредингера: то он есть, то его нет. Массовый туризм отсутствует, а самостоятельные путешественники спокойно летают с пересадками».
Туроператоры не спешат открывать продажи по неутвержденным направлениям. Как минимум семь федеральных туроператоров ожидают возобновления работы на египетском рынке массовых путешествий: Anex Tour, Coral Travel, Pegas Touristik, «TUI Россия», «Библио-Глобус», «Интурист» и Tez Tour. «Запросы на курорты Египта есть и их количество не снижается с самого первого объявления о том, что правительство одобрило возобновление чартерного сообщения. Туристы очень ждут Египет и рассчитывают на более демократичный ценник», — комментирует представитель пресс-службы Anex Tour. Туроператор добавил туры со стыковочными рейсами из Москвы на курорты, они находятся в продаже под запрос в рамках динамического пакетирования.
Памятка российскому туристу: в какие страны проще всего улететь на отдых
«Интурист» последние два года развивал продажи «наземного обслуживания» (проживание и страховка), а когда возобновились полеты в Каир, разработал пакет, включающий также перелет до Каира и трансфер до курортов. «Преимущества направления — относительно недорогой пляжный отдых с облегченным визовым режимом и обширной отельной базой», — комментирует Анна Подгорная, коммерческий директор Pegas Touristik. До 2015 года туроператор совершал вылеты на египетские курорты из 40 российских городов несколько раз в день. По словам Подгорной, после объявления о возобновлении прямых вылетов на курорты спрос на Каир резко снизился. С 1 августа Pegas Touristik сократила количество рейсов и городов вылета в Каир до двух (Екатеринбург и Новосибирск).
После авиакатастрофы самолета с российскими туристами над Синайским полуостровом в результате теракта в октябре 2015 года чартерные перевозки в аэропорты курортов Хургада и Шарм-эль-Шейх были запрещены. С тех пор турпоток так и не восстановился. Два года спустя открыли прямое авиасообщение между Москвой и Каиром, но этого оказалось недостаточно: вариант с полетом до Каира и наземным трансфером до отеля на побережье Красного моря менее удобен. По оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2019 году Египет посетили 120 000 туристов из России, в 2020-м — не менее 200 000 (но в 2015 году, до введения ограничений, их было 3 млн в год).
В России полетная программа с Египтом возобновилась после частичного снятия ковидных ограничений в сентябре 2020 года. Тогда, по данным Aviasales, в первые несколько часов после этого объявления количество поисковых запросов по направлению выросло более чем в семь раз по сравнению со средним показателем за предыдущую неделю. В первом полугодии 2021 года Египет уверенно входит в топ-10 самых популярных стран для российских путешественников после Греции, Болгарии и ОАЭ. «Самостоятельные туристы все эти годы летали на курорты с пересадкой и самостоятельно же бронировали отели. Сейчас средний чек на этом маршруте 26 000 рублей, но после появления прямых рейсов он может немного снизиться», — говорят в Aviasales.
Надежда на чартер
«Для туроператоров открытие прямых рейсов не несет существенных изменений в работе. Пять рейсов — это очень мало, для восстановления прежнего турпотока россиян в Египет необходимо 50-100 рейсов в неделю», — утверждает Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России, гендиректор компании «Випсервис», продающей железнодорожные и авиабилеты. В Anex Tour рассчитывают, что в ближайшее время появится ясность от перевозчика, Росавиация выдаст допуски, и будут одобрены чартерные рейсы.
«Если разрешат чартеры, то Египет довольно быстро нарастит объемы турпотока из России и займет второе место после Турции, а в осенне-зимнем сезоне вовсе обгонит ее, — говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. — С гарантированным снижением цены всего тура минимум на 50% (в случае открытия регулярных рейсов только билеты туда-обратно могут обойтись в 60-70 000 рублей на одного человека) количество россиян, которые отправятся в Египет в осенне-зимний сезон 2021-2022 гг. может достигнуть 1 млн человек».
По мнению Ломидзе, претендентов на прямые регулярные рейсы до курортов Египта много, но опыт 2020-2021 годов по открытию направлений и выдаче допусков на регулярные рейсы позволяет прогнозировать, что приоритет будет у группы «Аэрофлот».
Чартеры пока не получили разрешений. В начале прошлой недели Росавиация не допустила российские авиакомпании к полетам в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Была подана 231 заявка от «России», «Уральских авиалиний», Azur Air, iFly, NordStar, Nordwind Airlines, S7 и других перевозчиков. «Все участники рынка ждут решения инспекции, состоящей из представителей Роспотребнадзора, Ростуризма и других ведомств, которая после оценки эпидситуации в Египте даст рекомендации об увеличении квот или их отмене», — объясняет Горин. Пока в России отменены квоты лишь по одному зарубежному направлению — Турции. По словам Горина, туда летает 100-150 рейсов ежедневно.
«Аэрофлот», единственный перевозчик, совершающий полеты в Каир и на египетские курорты, чтобы увеличить количество посадочных мест, ставит на этот маршрут более вместительные широкофюзеляжные самолеты. «Среди авиакомпаний, которые выполняют чартерные перевозки и имеют широкофюзеляжные самолеты — входящие в группу «Аэрофлот» «Победа» и «Россия», довольно большой парк у NordWind, есть у Azur Air и UTair, — говорит гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак. — Но обычно их наличие или отсутствие не является критерием выдачи разрешений на чартерные полеты». С ним согласен исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Далеко не всегда [для чартерных полетов] нужны широкофюзеляжные самолеты, — объясняет он. — Загрузить их можно только из некоторых городов, а, вот, к примеру, у «Азимута» такой техники нет, но он может найти свой рынок — обслуживать относительно небольшие региональные центры».
Как сообщал «Интерфакс», после отмены президентом Путиным указа, запретившего в 2015 году полеты в Египет, из Москвы, Петербурга и других регионов страны в Хургаду и Шарм-эль-Шейх было подано больше 230 заявок от авиакомпаний «Россия», «Уральские авиалинии», Nordwind Airlines, Azur Air, «Якутия», S7, iFly, «ИрАэро», «Азимут» и NordStar. Борис Рыбак вспоминает, что до запрета «на регулярных маршрутах летали по межправительственному соглашению, а по чартерам в Египет — все, кто хотел, без ограничений, особенно на полеты из регионов разрешения выдавались вообще без вопросов». Он полагает, что до трагедии над Синаем было примерно столько же рейсов, сколько сейчас новых заявок: «Просто те, кто летал тогда, продублировали свои заявки».