К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Словно снежный ком: как искать объекты для импакт-инвестиций

Фото Carl Court / Getty Images
Фото Carl Court / Getty Images
Основатель компании Qiwi Сергей Солонин рассказывает, как ответил на вопрос о смысле жизни, и рассуждает, что связывает миллиардера Рубена Варданяна и основателей приюта для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Время пандемии поставило человечество в обстоятельства, которые сделали нас внимательнее к себе, близким и общему дому, в котором мы живем. Каждый в меру своего восприятия, оказавшись в условиях, слабо поддающихся личному контролю, может реально оценить эту невидимую силу взаимосвязи. Неудивительно, что тема импакт-инвестирования (инвестиций преобразующего воздействия) все чаще появляется в поле общественных дискуссий и деятельности многих инвесторов. Даже если ты не думаешь об импакт-подходе, ты все равно являешься его частью. Импакт-инвестиции — та же игра в приумножение богатства, если трактовать богатство немного шире. Но ведется эта игра не только на денежном поле.

Например, люди, которые играют в эту игру, видят свой двор и делают его лучше. И не просто делают, а придумали, как с помощью каких-то механик всегда делать двор лучше. Не только делают это сами, но и привлекают соратников, которые будут работать, зарабатывать и тоже менять облик двора к лучшему.

У меня нет задачи или миссии пытаться повернуть всех к изменениям в чем-то большом и целом — можно начать с того, что находится рядом. Перемены будут происходить во всех микромоделях, начиная с себя лично и своего двора и заканчивая, как минимум, своей семьей.

 

Премия «Филантроп года»: Forbes впервые вручил призы главным меценатам страны

Я не думаю, что импакт — это что-то совсем новое. Инвесторы вкладывают деньги куда-то потому, что им нравится, что делает компания, какие перемены она приносит в мир. В целом это разговор про смыслы. Как только человек перестает быть удовлетворен банальным зарабатыванием денег, начинают появляться новые смыслы и вслед за ними — импакт-инвестирование.

 

Лет 12 назад у меня начался период, связанный с поиском смыслов. Когда ты зарабатываешь много и уже заработал больше, чем можешь потратить, ты понимаешь, что это путь в никуда. По сути, ты просто крадешь время у себя и своих близких, работая на абстрактные цифры или все более дорогие и все менее нужные игрушки. Дальше ты просто спрашиваешь себя: зачем ты продолжаешь это делать? В поиске ответа на этот вопрос я пришел к импакт-инвестированию, а в качестве основной для себя темы выбрал образование. Я сам постоянно учусь, каждый год выбирая программы в различных бизнес-школах (и не только новые территории познания). Я считаю, что образование — это локомотив для инновационных, креативных индустрий, операционного управления бизнесов, которое, как следствие, закладывает мощный импульс для развития экономики и общества. Как инвестору мне всегда было важно находить и поддерживать устойчивые решения, а там, где их нет, участвовать в их создании. Так в 2014 году появился Центр содействия инновациям в обществе СОЛь, создание которого я поддержал, чтобы развивать экосистему социальных инноваций (важным рычагом которых являются импакт-инвестиции).

Например, возьмем формат исследований, которыми занимается центр (картирование методом «снежного кома»). Картируя экосистемы, которые пока не имеют четко описанных правил, следуя за рекомендациями самих участников экосистем, мы получаем автопортрет участников рынка и отношений между ними в определенный момент времени.

Что такое картирование методом «снежного кома»? Карта лидеров — это проект-исследование по сбору, обработке и представлению информации о лидерах в различных областях и сферах деятельности. Суть «снежного кома» заключается в том, что в рамках интервью респонденты рекомендуют тех, кого еще надо проинтервьюировать, расширяя выборку опроса в своей сфере. Метод «снежного кома» удобен для построения картины социальных связей в сообществе, где их нелегко выявить другими методами, потому что они постоянно развиваются и изменяются.

 

Разные люди, идеи, проекты пересекаются, формируя живую ткань общества. Невозможно определить заранее, какой именно рисунок появится на этой ткани. Но в каждом сообществе есть люди, которые оказывают большое влияние на этот рисунок. Они связывают несвязанные элементы сообщества, задают повестку для дискуссий и даже подсказывают идеи новых совместных проектов. Первоначальная выборка лидеров осуществляется на основе экспертизы Центра СОЛь и партнеров исследований, которыми в свое время выступали МШУ Сколково и Фонд «Друзья».

Интересно видеть в одной экосистеме Карты лидеров инноваций в образовании руководителя направления  «Развитие IT-образования» школы КРОК Надежду Янушкевич и учительницу средней школы из Петербурга Елену Воронину, которая ведет блог по русскому языку для учеников «Оно вам надо!». Интересно наблюдать, как и с помощью каких связей они связаны между собой. Их волнуют четыре общие проблемы — консерватизм учителей, ментальные барьеры у педагогов, непонимание школой важности дополнительного образования и нехватка времени лидера для реализации задуманного. Без карты мы не смогли бы понять, что действительно важно для многих представителей сферы образования, и определить вектор необходимых изменений.

В том числе карта помогает увидеть — что общего между Верой Костылевой, которая занимается приютом для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Архангельской области, и Рубеном Варданяном, который не нуждается в представлении аудитории журнала Forbes (помимо того, что оба они — участники Карты лидеров изменений в социальной сфере «СоцЧейн»). И Вера, и Рубен, каждый на своем уровне, стремятся развивать третий сектор и считают, что лидер — это тот, кто обладает видением и миссией, чтобы осуществить системное изменение.

Казалось бы, какой смысл в подобном картировании? И какое это имеет отношение к импакт-инвестированию? Но оказалось, что найти действительно «заряженных» смыслами создателей проектов, без понимания кто и что их окружает, практически невозможно. Это пригодится для того, чтобы решить самую серьезную задачу в сфере образования, выявленную в ходе картирования,  — патернализм. Лекарством от него является осознанный выбор, и все портфельные компании, в которые я инвестирую, работают в этой среде (полный список компаний можно посмотреть здесь).

На основании информации, полученной в ходе картирования, я могу принять решение, в какие смыслы готов инвестировать, — и разделить импакт-портфель и венчурный портфель. Но можно ли этот подход распространить на других инвесторов? Конечно, можно сделать это модой или новой нормой. Это понятное желание — придать чему-то определенную форму. Я не большой сторонник таких подходов, хотя, наверное, можно сделать импакт-инвестиции модными, поддерживая их в публичной плоскости.

 

Но норма предполагает определенный регламент, а мне кажется, что импакт-инвестиции должны идти «от сердца». Заставить большинство людей действовать «от сердца» невозможно. Чем больше заставлять, тем меньше будет «от сердца», и больше — от головы.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора. Колонка не является инвестиционной рекомендацией.

20 лучших благотворительных фондов российских бизнесменов. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+