В России разрабатывают капли в нос для вакцинации от COVID-19: в чем заключается новый метод и чем он хорош
Разработку интраназальной (через нос) формы вакцины ведут институт Гамалеи и компания «Генериум», рассказал в начале февраля министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью «Интерфаксу». «Клинические исследования должны начаться в апреле для последующего выхода на серийное производство», — сказал он.
В Минздраве Forbes сообщили, что «не готовы комментировать» новое исследование центра Гамалеи, в самом центре получить комментарии тоже не удалось. В компании «Генериум» миллиардера Виктора Харитонина отказались от комментариев.
«Вирус взяли в «Коммунарке»: что известно о третьей вакцине от СOVID-19
Попросивший об анонимности источник на фармацевтическом рынке, знакомый с работой компании «Генериум», рассказал Forbes, что в интраназальной вакцине «действующий механизм и сами векторы — аденовирусные частицы — те же самые, что и в «Спутнике V». При введении аденовирусных вакцин (к ним относятся разработки российского центра Гамалеи, а также компаний AstraZeneca, CanSino и Johnson & Johnson) не формируется барьер в виде антител класса иммуноглобулина А (IgA) на слизистых носа и рта человека, объяснил источник. «Конечно, внутримышечная вакцина защищает от развития инфекции до стадии тяжелой, предотвращает пневмонию, но все еще есть вероятность, что привитый ею человек может какое-то время оставаться носителем, — говорит он. — Сам человек инфекцию, может, и не заметит, но будет в течение нескольких дней ее переносчиком». Если же ввести вакцину через нос, то «в дополнение к защите нижних дыхательных путей, легких и так далее сформируется первая линия обороны — иммунитет слизистых оболочек», рассказал собеседник.
Механизм действия интраназальных вакцин, в частности, самой известной капельной вакцины против полиомиелита, хорошо изучен. Новая вакцина от коронавируса будет вводиться с помощью распылителя-дозатора, а не шприца, но в основе будет та же самая вакцина «Спутник V». Такой способ применения важен тем, что «если вдруг потребуется повторная вакцинация, то второе внутримышечное введение может оказаться не таким эффективным, как первое, поскольку в дополнение к антителам на коронавирус сформируются также и антитела на сам вектор — аденовирус, который доставляет антитела в организм. Эти антитела могут не дать второй прививке нормально заразить целевые клетки», объясняет знакомый с разработками «Генериума» специалист. Если же делать повторную инъекцию не внутримышечно, а капельно, через нос, это препятствие можно обойти. Новой форме «Спутника», конечно, потребуются хотя и ограниченные, но клинические исследования, рассказывает наш источник. Он полагает, что когда новая технология будет отработана и проверена, центр Гамалеи как держатель регистрационного удостоверения привлечет к выпуску вакцины и других производителей, кроме «Генериума», чтобы обеспечить создание миллионов доз. По его словам, вакцина в такой форме была бы удобнее для применения у детей: они хоть и меньше подвержены заболеванию коронавирусом, а многие практически не болеют, могут быть переносчиками.
Размер инвестиций в разработку интраназальной вакцины собеседник Forbes уточнить не смог.
Правовая коллизия: почему клинике в Сколково запрещают привозить иностранные вакцины от COVID-19
Дорогие исследования
Александр Чепурнов, ведущий научный сотрудник новосибирского Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины (ЦФТМ), рассказывает, что они тоже занимались разработкой интраназальной вакцины от коронавируса. «Мы у себя изыскали около 100 000 рублей и создали прототип», — говорит он. Интраназальная техника перспективнее, соглашается с коллегой Чепурнов, потому что «входные ворота» коронавируса — это носоглотка, ее слизистая. Способ закапывания создает, кроме «классического» иммунитета, еще и иммунитет слизистой. Там немного другой механизм. Его важным признаком является синтез антител класса IgA. Лимфоциты, ответственные за их синтез, мигрируют в различные слизистые, образуя местный слизистый иммунитет.
ЦФТМ не смог провести испытания до конца. «Нужны лабораторные животные, в идеале — обезьяны, помещения, в которых разрешено работать, и тут-то требуются сотни миллионов, но, к сожалению, у нас нет нужных ресурсов — даже не финансовых, а специальных помещений, — объясняет Чепурнов. — Нам нужен был бы месяц работы, и можно было бы приступать к испытаниям».
В отличие от «Спутника V» в Новосибирске использовали «убитую» вакцину коронавируса. «Я продвигал технологию липидных эмульсий как адъювантов, то есть препаратов, которые позволяют передавать антигены пролонгированно, когда иммунная система не быстро получает «портрет противника» и начинает создавать иммунный ответ, а замедленно, чтобы увеличить эффективность», — рассказывает Чепурнов. «Для доставки антигена коронавируса в подэпителий носоглотки я использовал исследования, которые мы проводили, когда я работал в лаборатории доктора Джима Бейкера в Мичиганском университете в США, где мы использовали интраназальные адъюванты — эмульсии с мицеллами очень маленького, практически наноразмера на основе соевого масла, которое наряду с льняным имеет наибольшее родство с липидами оболочки клетки», — объясняет он.
По мнению Чепурнова, новая система интраназального введения вакцины на основе «Спутника V», над которой работают в центре Гамалеи, «в любом случае хороша, потому что, во-первых, это уход от инъекционной формы введения, а во-вторых, она добавит в защиту от коронавируса «слизистый иммунитет» — дополнительную защиту организма».
Интраназальные вакцины тестируют и в Индии. В октябре министр здравоохранения страны Харш Вардхан сообщил, что Институт сыворотки и местная фармкомпания Bharat Biotech проведут клинические испытания III фазы. Они пройдут в феврале или марте. Планируется, что число добровольцев составит от 30 000 до 40 000. «Мы сфокусировались на интраназальной вакцине, поскольку существующие вакцины требуют двух доз внутримышечных инъекций, а такая страна, как Индия, нуждается в 2,6 млрд шприцов и игл, что в конечном итоге приведет к загрязнению окружающей среды», — ранее объяснял интерес к такой форме вакцинирования Кришна Элла, председатель Bharat Biotech.
Пока испытания индийской вакцины проходили только на мышах и, по сведениям компании, продемонстрировали беспрецедентный уровень защиты от вируса.