Дивиденды и приговор Навальному: что обещает и о чем предупреждает инвесторов Fix Price перед IPO
Ретейлер Fix Price объявил о намерении провести первичное размещение на Лондонской фондовой бирже. Вторичный листинг планируется на «Московской бирже», об этом сообщила компании на LSE. Организаторы размещения: BofA Securities, Citigroup, JPMorgan, Morgan Stanley и «ВТБ Капитал».
Владельцы
В ходе сделки свои акции продадут компании нынешних владельцев Fix Price: Luncor Overseas S.A Артема Хачатряна и LF Group DMCC Сергея Ломакина, Samonico Holdings Ltd структура «Марафон Групп» Александра Винокурова и GLQ International Holdings Ltd, принадлежащая Goldman Sachs Group. Ломакин и Хачатрян крупнейшие акционеры Fix Price — владеют по 41,7% акций ретейлера (83,4%), говорится в проспекте к размещению. Еще 9,9% контролирует Marathon Group, Goldman Sachs — 4%, топ-менеджмент — 2,3%.
После IPO основатели компании сохранят «существенную» долю в бизнесе, отмечено в проспекте.
Когда состоится сделка
Объем пакета и его ценовой диапазон планируется объявить через две недели, сделка может закрыться уже в марте, сообщил Forbes источник, знакомый с планами Fix Price. В проспекте этой информации нет.
В ходе IPO ретейлер может привлечь как минимум $1 млрд, писала Financial Times. Ретейлер может быть оценен в $6 млрд. Его IPO может стать крупнейшей на LSE сделкой для российских компаний с 2017 года, отмечает издание.
Что получат акционеры
Fix Price планирует выплачивать дивиденды в размере не менее 50% прибыли по МСФО, сообщается в проспекте к размещению.
Вопрос о дивидендах и их возможном увеличении будет рассматривать совет директоров. В него планирует включить основателя «М.Видео» Александра Тынкована, члена совета директоров «Магнита» Грегора Мовата и члена набсовета «ФК Открытие» Елену Титову. В проспекте указано, что они будут избраны в совет директоров компании до 10 марта в качестве независимых директоров. Сейчас в совет директоров ретейлера входят Ломакин и Хачатрян, CEO Fix Price Дмитрий Кирсанов и Алексей Махнев — член совета директоров «Магнита», «М.Видео» и «Группы ЛСР».
Планы компании
Сеть магазинов товаров для дома по фиксированным ценам Fix Price создана в 2007 году основателями бывшей сети дискаунтеров «Копейка» Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном. Она объединяет 4241 магазин более чем в 1000 населенных пунктах, в 78 субъектах России, а так же в Казахстане, Грузии, Белоруссии, Латвии, Киргизии и Узбекистане. Сейчас товары в сети продаются по шести фиксированным ценам от 50 до 199 рублей, указано на ее сайте.
В этом и следующем году Fix Price откроет около 700 собственных и 750 магазинов по франчайзингу в России и других регионах, указано в проспекте. В 2023-2025 годах группа планирует открывать примерно 800 магазинов в год. Также планируется ввести 350 000 кв. м собственных складских площадей к концу 2025 года. Общие инвестиции в строительство оцениваются в 13 млрд рублей в среднесрочной перспективе, около 30% этой суммы будет вложено в 2023 году.
Риски: недостаток мигрантов, приговор Навальному и санкции
Среди рисков для своего бизнеса Fix Price указала зависимость от экономической ситуации и изменения потребительских расходов. В проспекте компания отмечает, что в последние годы в России, где находится ее основной бизнес, произошло значительное падение доходов населения, снижение покупательной способности и потребительской уверенности. И хотя пандемия оказала положительное влияние на показатели универсальных магазинов с низкими ценами (показатели сопоставимых продаж Fix Price в 2020 году выросли на 15,8%), тем не менее любое снижение покупательной способности в дальнейшем может привести к снижению потребительских расходов или спроса на товары магазинов сети.
Также среди рисков Fix Price указывает, что может пострадать из-за ограничений притока мигрантов. Компания в России сотрудничает с иностранными рабочими, оформленными в аутосорсинговых компаниях, указано в сообщении ретейлера. Закрытие границ из-за пандемии привело к сокращению притока иностранной рабочей силы. И хотя Fix Price не испытывала существенного дефицита персонала из-за такого сокращения, если границы останутся закрытыми в течение длительного периода времени, есть риск того, что компании, занимающиеся привлечением персонала, не смогут в полном объеме обеспечить ретейлера нужным количеством сотрудников.
Все пошли на IPO: что это значит и как быть частному инвестору
Тем не менее, пандемия не сильно затронула бизнес группы. Ее ценовая политика позволила получить выгоду в условиях экономического спада во время коронакризиса, отмечается в проспекте. Хотя компании и пришлось на три месяца закрыть 28 магазинов в России (менее 1% от общего их количества), выручка Fix Price в 2020 году выросла на 33% — до 190 млрд рублей, чистая прибыль на 33% — до 17,6 млрд рублей.
Fix Price также предупредила, что на ее бизнесе может отразиться возможное ужесточение санкций западных стран после того, как российский суд назначил оппозиционеру Алексею Навальному реальный срок по делу о мошенничестве. Компания зарегистрирована на Британских Виргинских островах (BVI), а это значит, что санкции, которые вводит Великобритания, обычно распространяются и на BVI. «Введение дополнительных санкций Соединенным Королевством может существенно затруднить бизнес и операции компании», — говорится в проспекте.