К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Посадки и взлеты: в каких аэропортах в пандемию прибавилось пассажиров

 EPA
EPA
Участники списка Forbes активно инвестируют в строительство и реконструкцию аэропортов. Чьи ставки в пандемию сыграли? Forbes проанализировал доступную статистику Росавиации за январь-ноябрь 2020 года и выяснил, что пассажиропоток в столичных аэропортах обрушился в два раза, но в некоторых других заметно вырос.

Пандемия не просто обрушила авиационную отрасль, но и преподнесла сюрпризы. Например, по итогам сентября в десятке крупнейших по пассажиропотоку европейских аэропортов четыре места занимали российские: московские «Шереметьево» (2-е место), «Домодедово» (3-е), «Внуково» (6-е) и питерский «Пулково» (7-е). «Хитроу» (Лондон) замыкал десятку, на первом месте — турецкая «Анталья». Эти данные приводит Международный совет аэропортов Европы (ACI). Для сравнения, по итогам всего 2019 года в десятку из российских аэропортов входил только «Шереметьево» (на 8 месте), а «Хитроу» был номером один.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев объясняет, что «рейтинги аэропортов по итогам отдельных месяцев 2020 года отражают не сколько реальный спрос на перевозки, сколько строгость введенных ограничений». Авиакомпании отменяли прямые международные рейсы, отчего страдают крупные хабы. «Страны с большим внутренним рынком в такой ситуации, очевидно, будут лидировать, — говорит он. — В Турции, правда, не самый большой внутренний рынок, но они открылись для туристических перевозок, и приняли огромное число туристов из разных стран, это и обусловило присутствие в числе лидеров аэропорта Антальи».

44 российских аэропорта, которые теперь будут называться по-новому

 

Россия как раз страна с большим внутренним рынком, однако и на нем проявились схожие тенденции.

Большой спад

«Закрытие» неба после первой волны коронавируса ударило по многим аэропортам, но больше всего пострадали крупнейшие — аэропорты московского авиаузла, обеспечивающие наибольшую долю международного трафика. Рост спроса на внутренний туризм не помог им выйти из кризиса. За одиннадцать месяцев работы столичные аэропорты приняли 44,9 млн пассажиров, что на 53% меньше, чем в 2019 году, международный пассажиропоток уменьшился на 76%, а внутренний — на 31%.

 

Лидером по падению пассажиропотока стало «Шереметьево», принадлежащее на 66% «Шереметьево холдингу», которым с 2017 года через TPS Avia владеет на 65,22% траст семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, а на 34,78% — Аркадий Ротенберг. В ноябре аэропорт обслужил 1,12 млн пассажиров, что на 68% ниже показателей того же периода 2019 года. За одиннадцать месяцев пассажиропоток составил 18 302 552 человека в сравнении с 42 388 417 за 2019 год (падение 24 млн, -56%).

«Внуково», которым на 61,5% владеет семья депутата Госдумы Андрея Скоча, на 13,5% — председатель совета директоров аэропорта Виталий Ванцев и на 25% + одна акция Росимущество, вышло в ноябре на второе место по спаду пассажиропотока: аэропорт пропустил 1,1 млн пассажиров (падение на 34%). Пассажиропоток за январь-ноябрь составил 11 475 728 человек в сравнении с 20 673 120 за 2019 год (падение 9,2 млн, -44%).

«Квест в темноте»: как мы будем летать на самолетах после самоизоляции и будут ли билеты от 70 000 рублей

 

«Домодедово», принадлежащее DME Ltd Дмитрия Каменщика, обслужило в ноябре 1 млн человек и потеряло 49% прошлогоднего пассажиропотока за соответствующий месяц. Пассажиропоток за январь-ноябрь составил 15 120 569 человек в сравнении с 24 218 546 за 2019 год (падение 9 млн, -37%).

Данные по подмосковному аэропорту «Жуковский» в статистике Росавиации отсутствуют. По данным «Интерфакса», в 2019 году «Жуковский» обслужил 1,4 млн пассажиров, а в нынешнем году его пассажиропоток по итогам года упадет на 60%.

«Если сравнить четыре аэропорта, расположенных в Московском авиаузле, то «Жуковский» в наибольшей степени был ориентирован на международные перевозки, и понес наибольшие (в процентном отношении) потери из-за введенных ограничений [полетов]», — говорит Пантелеев из «АвиаПорта. В «Шереметьево», по его словам, лидировал «Аэрофлот», который не только занимал первое место в стране по международным перевозкам, но и развивал через этот порт трансферные перевозки, и если полеты в Европу сократились, то не стало и пассажиров, которые слетались со всей страны, чтобы совершить пересадку. Во «Внуково» и в «Домодедово» были и регулярные международные рейсы, и чартеры, но «Внуково» оказалось более чувствительным к сокращению полётной программы, объясняет Пантелеев.

Эпидемия помогла региональным аэропортам

Наиболее востребованы, по данным аналитиков одного из лидеров интернет-бронирования Туту.ру, в 2020 году были перелеты по российским «теплым» направлениям. Руководитель направления «Авиабилеты» Туту.ру Ольга Епихина отмечает также рост внутреннего туризма, который, как она ожидает, «будет развиваться дальше: поездки на Алтай, Байкал, Камчатку и по другим внутренним направлениям».

На внутренних направлениях и видны всплески пассажиропотока в 2020 году, позволившие некоторым аэропортам принять больше пассажиров, чем за весь прошлый год.

 

Выиграл от популярности внутреннего туризма вообще и региона в частности аэропорт Горно-Алтайска, которым владеет на 60% АФК «Система» Владимира Евтушенкова и структура Сбербанка. Аэропорт принял за январь-ноябрь 2020 года на 50 367 больше пассажиров, чем за весь прошлый год (137 000 против 87 000, то есть рост составил 36% ). «Новапорт» — одна из крупнейших в России сетей, включающая больше пятнадцати региональных аэропортов.

Одним из бенефициаров пандемии стал аэропорт «Витязево» в Анапе, входящий в принадлежащую Олегу Дерипаске «Базэл Аэро». За одиннадцать месяцев нынешнего года пассажиропоток «Витязево» превысил весь прошлогодний более чем на 228 700 человек (1,7 млн с января по ноябрь 2020 года против 1,5 за 2019 год, то есть за неполный год рост 12% ). В Сочи за тот же период рост скромнее, но тоже есть: плюс 22 956 пассажиров (6,02 млн против 6 млн). А вот аэропорт Краснодара, который тоже входит в «Базэл Аэро», «недобрал» к ноябрю 1 млн пассажиров (2,9 млн против 3,9 млн).

Как рассказали в Туту.ру, в новогодний период (вылеты с 25 декабря по 10 января) больше всего билетов забронировано именно по направлению Москва-Сочи. «Доля перелетов в Краснодар в этом году ниже, чем в прошлом, — говорит Епихина, — как по данным за весь 2020 год, так и по новогоднему периоду, хотя цены снизились на 15-20%».

«Есть два сценария»: совладелец Шереметьево Александр Пономаренко о возобновлении международных полетов и последствиях пандемии

 

У «Базэл Аэро» мог бы быть еще один выигравший от пандемии аэропорт — геленджикский, пассажиропоток которого в январе-ноябре 2020 года, по данным «Интерфакса», увеличился на 39% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 471 000 пассажиров. Однако в 2018 году Дерипаска продал его ВТБ и основателю пивоваренной компании «Балтика» Таймуразу Боллоеву.

Формально в плюсе оказался также аэропорт «Гагарин» в Саратове, принадлежащий «Аэропортам регионов», который входит в холдинг «Ренова» Виктора Вексельберга. За десять месяцев этого года он обслужил 424 500 человек против 257 600 годом раньше. Правда, как сообщили в компании, открылся аэропорт только в августе 2019 года.

Увеличили свой пассажиропоток аэропорт «Туношна» (Ярославль, принадлежит правительству области) и малые аэропорты Востока и Севера России, находящиеся во владении казенных предприятий: Кепервеем («Аэропорты Чукотки»), Тында («Аэропорты Дальнего Востока»), Хатанга («Аэропорты Красноярья»), Экимчан («Аэропорты Приамурья»).

Пантелеев из «АвиаПорта» объясняет, что Ярославль «в заметной мере сумел реализовать потенциал роста внутреннего рынка, очень хорошо продавались прямые рейсы из Санкт-Петербурга». Что касается Тынды и Хатанги, то им от самолетов никуда не деться. «У северных портов зачастую авиасообщение безальтернативно и в таких случаях спад авиаперевозок меньше, чем по ориентированным на международный туризм направлениям, — объясняет Пантелеев. — Появление одного-двух новых субсидированных [государством] рейсов означает, что аэропорт растет, вопреки пандемии».

 

20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+