К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как работают магазины без кассиров «Пятерочки» и «Азбуки вкуса» и сколько это стоит

Артем Геодакян/ТАСС
Артем Геодакян/ТАСС
Несмотря на кризис и пандемию, ретейлеры инвестируют в новые форматы. Forbes разобрался, из чего складывается стоимость «магазинов будущего» и зачем это нужно крупнейшим компаниям розничной торговли

В мае, в разгар жесткого карантина, «Азбука вкуса» объявила о запуске бесконтактного магазина в «Москва-Сити». Он открылся 9 июня. Вслед за конкурентом устремился крупнейший ретейлер в стране X5 Retail Group: в конце октября группа представила свой первый автоматизированный супермаркет без кассиров «Пятёрочка #налету» в Москве в ЖК «Испанские кварталы».

Изначально компания заявляла об открытии нескольких магазинов до конца текущего года, однако планы поменялись: в 2021 году X5 откроет уже 50 магазинов, 25 из которых — в городах-миллионниках. «Мы практически сразу решили идти в большой тираж. Магазин востребован покупателями, к нам поступает много запросов из других городов, поэтому стратегически было принято такое решение, — объясняет представитель X5 Retail Group. — Проектно удобнее заводить большую группу магазинов, искать несколько локаций и оптимизировать закупки».

Правительство раскритиковало чиновников из-за роста цен на продукты. Какие подорожали сильнее всего

 

Что могло заставить ретейлера изменить планы? За почти два месяца в приложении «Пятёрочка #налету» зарегистрировались около 5000 пользователей, рассказал Forbes представитель компании. Порядка 40% из тех, кто пришел в магазин и совершил покупку, вернулись в магазин вновь.

«Азбука вкуса» открыла свой флагманский «магазин без кассира» совместно со Сбербанком и Visa. «Его открытие пришлось как раз на разгар пандемии, и до сих пор трафик в «Сити» не вернулся к допандемийному уровню, — рассказывал в интервью Forbes президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб. — Но мы получили порядка 4500 установок данного приложения (Take&Go. — Forbes), более 2000 покупок, и каждый пятый из покупателей возвращался и совершал больше одной покупки. Для пилотного проекта мы считаем это достаточно успешным. Мы сейчас обсуждаем вариант открытия второго такого магазина».

 

Крах мечты: почему закрылись «Алые паруса»

Выручка сети «Пятерочка» за 9 месяцев 2020 года выросла на 17% и составила 1,18 трлн рублей, выручка «Азбуки вкуса» увеличилась на 20% до 54 млрд. Как устроены «супермаркеты-роботы» от крупных ретейлеров и сколько они стоят?

Как работают магазины без кассиров

Российские «магазины будущего» работают на базе собственных мобильных приложений «Пятёрочка #налету» (X5 Retail Group) и Take&Go («Азбука вкуса»). Без доступа к интернету попасть в супермаркеты нельзя. На входе в «Пятёрочка #налету» покупатель сканирует QR-код, так технология X5 ID идентифицирует пользователя и открывает дверь в магазин. Платежеспособность клиента проверяют еще при регистрации в приложении. Открыть магазин издалека не получится — код формируется каждый раз заново. Если удерживать дверь, в магазин одновременно могут зайти несколько людей, но покупку совершит все равно только тот, кто отсканировал QR-код (в будущем, заявили в пресс-службе, компания намерена «доработать функционал по ограничению доступа по количеству людей»).

В Take&Go через QR-код пропускает турникет, работающий по системе «одно сканирование = один проход». Сценарий, когда заходят несколько людей вместе, также возможен — один сканирует свой QR-код несколько раз, пропуская каждого. «В этом случае в системе будут созданы виртуальные корзины на каждого посетителя, но оплата всех покупок произойдет с карты, привязанной к аккаунту пропустившего за собой остальных по своему QR-коду», — рассказал представитель «Азбуки вкуса». Если у пользователя заблокирована карта или отрицательный баланс, турникет его не пропустит.

 

Битва дискаунтеров: как «Магнит» и X5 Retail Group конкурируют на рынке супердешевых товаров

После входа в магазин за покупателем начинает следить нейронная сеть. В «Пятёрочка#налету» на площади в 80 квадратных метров работают 32 камеры. «Как только человек берет товар с полки, система это сразу фиксирует — цвет гостя на мониторе меняется на красный», — объясняет специалист X5 Retail Group. Сделать покупку можно с помощью экспресс-сканеров — при наведении на штрихкод товара он добавляется в виртуальную корзину. Оплатить покупку возможно в мобильном приложении или на кассах самообслуживания с помощью банковской карты, Apple Pay, Google Pay. «Все пространство магазина находится под мониторингом видеокамер, что позволяет с помощью нейросети следить за товарами, купленными или только снятыми с полки. Анализ проводится в режиме реального времени по всем посетителям одновременно», — рассказывал представитель Х5.

Цены указаны на электронных ценниках. «Обновление данных происходит автоматически без участия персонала магазина — цена и информация о товаре меняются в онлайн-режиме с помощью радиоканала», — объясняли X5. «Ценники функционируют через специальную Wi-Fi-точку доступа, которая может обслужить до 1000 устройств и имеет зашифрованный канал соединения — чтобы хакеры не взломали, — рассказал Forbes CEO стартапа Briskly Глеб Харитонов. — По закону продавец должен отдать товар именно по той цене, которая была указана на ценнике, даже если она была занижена или завышена, так как это публичная оферта». Компания Харитонова разработала приложение B-Pay, позволяющее сканировать товары в магазинах и оплачивать покупки через телефон, минуя очереди на кассах. Приложением пользовались и посетители стандартных магазинов «Азбуки вкуса». Briskly в октябре привлек $2 млн, воодушевился и теперь планирует открыть два полноформатных магазина без персонала Briskly Go площадью 50-150 кв. м в Москве.

Танк в e-grocery: почему «Утконос» потерял первое место в интернет-торговле едой

Take&Go от «Азбуки вкуса» — магазин меньшей площади (25 кв. м), здесь за покупателем следят 16 камер. В полки встроены умные весы — если товар поднимают с полки, он автоматически добавляется в виртуальную корзину пользователя в мобильном приложении. Чтобы убрать продукт из корзины, его нужно вернуть строго на прежнее место. «В систему предварительно загружаются фотографии всех упаковок товаров. Видеоаналитика на базе машинного зрения и искусственного интеллекта сопоставляет эти изображения с тем, что видит через камеры. К этой информации добавляются данные с умных полок, оснащенных весами, которые определяют изменение количества товара. На базе всей этой информации формируется виртуальная корзина в реальном времени», — рассказывает представитель «Азбуки вкуса». По его словам, вероятность ошибки существует, но она минимальна. Деньги за продукты списываются с карты во время выхода из магазина через турникет.

 

Как же тогда ретейлеры защищаются от воров? «За то время, что работает магазин, мы не видим какого-то существенного ухудшения по потерям, — отвечает представитель X5. — Все построено на доверии к покупателю. Бывают ошибки, например, что не все просканировали, но это скорее исключение». Говорить о количестве осознанных злоумышленников в компании отказались. Помещение «Пятерочка#налету» оснащено тревожной кнопкой и подключено к сигнализации. В Take&Go дополнительных систем охраны нет.

«Ситуация все больше походит на гонку вооружений»: как сервисы X5 и Сбербанка захватывают лидерство в онлайн-продаже еды

Сколько человек нужно, чтобы обслуживать «магазины без кассиров»? Персонал требуется, только чтобы выставить товар на полку. В «Пятерочка#налету» электронные ценники обновляются в режиме реального времени, работа холодильного оборудования контролируется дистанционно, а уборку делает подрядчик по установленному графику. В Take&Go товары на полке меняют сотрудники, «по мере необходимости выезжающие в магазин». «Замена товаров обусловлена клиентским сроком годности и наличием товара на полке. Плюс формата Take&Go — возможность делать регулярную онлайн-инвентаризацию и всегда знать, где и какой товар заканчивается», — объясняет представитель «Азбуки вкуса».

Сколько стоит «магазин будущего»

Объемы инвестиций в беспилотные проекты X5 и «Азбуки вкуса» не раскрывают. «Мы фокусировались не столько на технологиях, сколько на концепте. В сущности все технологии известны и использовались активно раньше. У нас уже несколько десятков магазинов с электронными ценниками, 400 магазинов с экспресс-сканом, полки пополняются с помощью алгоритмов», — говорит представитель X5 Retail Group.

 

«Затраты на Take&Go сильно зависят от площади, но в любом случае они превышают затраты на открытие стандартного магазина. Самое дорогостоящее — это само ноу-хау, т. е. программное обеспечение и лицензия на его поддержку», — уклончиво отвечает пресс-секретарь «Азбуки вкуса».

Ирина Ратина, исполнительный директор компании Retail Tech, объясняет, что посчитать точно, сколько стоит магазин без кассиров, сложно. «Сколько бы ни стоила та или иная технология в прайс-листе, вполне могут быть разные договорные решения. В целом нормой являются пилотные проекты, где, например, не платят за оборудование», — говорит она.

Магазины идут в онлайн. Зачем «Пятерочке» новое направление бизнеса

По словам CEO Briskly Глеба Харитонова, магазин без кассиров на 80 метров может стоить около 11 млн рублей. «Турникет с системой контроля через QR-код — 1 млн рублей, потоковая обработка видео вместе с серверами — 3 млн рублей, камеры (около 30 штук) — 300 000 рублей, тысяча «умных полок» (3000 рублей за штуку) — 3 млн, а само приложение с интеграцией товаров и подключенной системой оплаты — 1,8 млн рублей. Монтаж, пусконаладка могут обойтись в 200 000-250 000 рублей», — перечисляет он. «Базовый комплект» магазина, а именно контейнер, окна, двери, холодильники и внешнее оформление, стоит 2 млн рублей, добавляет он. Похожую сумму — 10 млн на магазин — называли эксперты РБК.

 

Стоимость зависит и от принципа работы магазина. Простой пример: в отличие от «Азбуки вкуса» в «Пятерочка#налету» не прижилась технология «умных полок». «Они достаточно дорогие в закупке, часто сбоят, не всегда чувствительные. Мы продолжаем их тестировать — на определенные виды товаров. Но целиком оборудовать магазин ими экономически нецелесообразно. Эти вопросы решают камеры и другие системы», — рассказали в пресс-службе X5.

Зато их магазин оборудован электронными ценниками и кассами самообслуживания, чего в «Азбуке вкуса» нет. Сегодня в двух сетях X5 установлены более 750 000 электронных ценников. В «Пятерочка#налету» их всего порядка 900. Стоимость одного ценника директор по стратегии X5 Владимир Капустин оценивал в $6. По данным товароучетного сервиса EKAM, стоимость одного ценника варьируется в диапазоне $7-30. Для управления ценниками нужно соответствующее оборудование и ПО, которое может стоить «десятки тысяч долларов» для маленького магазина и «сотни тысяч долларов» для крупных гипермаркетов. По словам Глеба Харитонова, один ценник сейчас стоит 800-900 рублей. То есть «умные ценники» в «Пятерочка#налету» могли стоить порядка 700 000 рублей без учета ПО.

Как X5 Retail Group смог в пандемию обойти «Утконос» и стать главным супермаркетом Рунета

Один из самых дорогих элементов беспилотного магазина — кассы самообслуживания (КСО). X5 Retail Group сама разрабатывает как устройство, так и программное обеспечение КСО — первые 67 касс появились в 11 магазинах «Пятерочки» еще в августе 2019 года. Сейчас работают 4100 устройств более  чем в 1400 магазинах. В беспилотном магазине пока установлены две кассы. Аппараты оснащены мультитач-экраном, 2D-сканером для распознавания штрихкодов, 3D-камерой для оплаты по технологии Face ID, стереодинамиками и микрофоном для звуковых приложений и голосовых сервисов. Представители X5 Retail Group отказываются называть цену аппарата, однако источник «Ведомостей» рассказывал, что в среднем аппарат без купюроприемника и весов стоит около 330 000 рублей, с купюроприемником — более 500 000–600 000 рублей.

 

25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+