Спасение на окраине: сеть «Андерсон» планирует за полгода открыть 20 кафе в спальных районах Москвы
«Дорогие друзья, у нас на первое полугодие есть такая задача: открыть 20 «Андерсонов» маленьких форматов в спальных районах. Очень нужно Бутово, ну и разные другие, где нас нет», — написала вчера, 14 декабря, на своей странице в Facebook основательница сети семейных кафе-кондитерских «Андерсон» Анастасия Татулова. Из-за пандемии и режима самоизоляции сеть закрыла 12 из 50 точек. В разговоре с Forbes Татулова уточнила, что «Андерсон» не планирует открывать в 2021 году большие кафе, но сосредоточится на мини-форматах. Такие заведения будут работать на площади 120-150 кв. м (стандартному кафе нужно 350 кв. м), но бренд, игровая зона и обстановка останутся прежними.
«Мы возвращаемся к тому, с чего начинали, — объясняет Татулова. — Новые заведения станут аналогом нашего первого, самого маленького кафе на улице Островитянова, открытого в 2009 году. Тогда мы не стали развивать небольшие форматы. Рынок был на взлете, гости хотели заведения побольше, с отдельными залами для праздников, идей было много».
В мини-формате отдельный зал для праздников не предусмотрен. Меню станет более компактным, но обновляться будет чаще, акценты будут сделаны на самых продаваемых «хитовых» блюдах: кондитерских изделиях и десертах, больших салатах и супах, появится блюдо дня.
По словам Татуловой, главная задача нового формата «стать ближе к гостям». «Это будут заведения по соседству, прямо в доме, куда человек может приходить каждый день, выпить кофе с пирожным, позавтракать, зайти с детьми после школы», — продолжает она. Открывать мини-кафе планируется в спальных районах Москвы. «Андерсон» ищет подходящие помещения в Бутово, Алтуфьево, Новой Москве.
Спасение бизнеса
По расчетам Татуловой, каждый «Андерсон» в новом формате обойдется в 8 млн. Профинансирует развитие сети Александр Лебедев. Его Национальная резервная корпорация (НРК) в июле 2020 года получила 25% долей в бизнесе Татуловой, жене Лебедева — Елене Перминовой — досталось 8%. Сумма сделки не раскрывалась. Оборот группы в 2019 году, по собственным данным, составил более 2,2 млрд рублей.
Предложение НРК сама Татулова называла «спасением». «Я закрыла уже пять кафе из 33 московских. Выручка сети упала на 85%», — писала Татулова в своей колонке для Forbes в марте. Через несколько дней после этого на встрече Владимира Путина с бизнесом она назвала происходящее с некоторыми отраслями бизнеса «трагедией». На Татуловой висел кредит Сбербанка на 67 млн, взятый под инвестпрограмму, писали «Ведомости». Но в марте все остановилось, у компании стали накапливаться операционные долги. Татулову спас Лебедев: он погасил операционные долги «Андерсона» и даже вложился в расширение производства. Теперь фабрика «Андерсон» на Большой Семеновской улице производит кондитерские изделия и полуфабрикаты для собственной сети, а также продукцию под своим брендом для сетевой локальной и федеральной розницы. Объем производства — 70 тонн продукции в месяц. Сделка с Лебедевым состоялась в июне.
- Человек, решающий вопросы: что известно о лидере сопротивления петербургских рестораторов
- «Абсолютный тупик»: к чему приведет запрет работы ресторанов Санкт-Петербурга в Новый год
- «Прорвали блокаду безмолвия»: почему рестораторы Петербурга закрывают «Карту сопротивления»
В июле уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов назначил Татулову общественным омбудсменом в сфере малого и среднего бизнеса. Известная своей активной гражданской позицией, Татулова не скупилась на яркие высказывания о том, как тяжело бизнесу выживать. Не слишком ли рискованно в этих условиях анонсировать открытие двадцати заведений? Татулову это не смущает, она видит в происходящем возможность роста: «Наша продукция хорошо продается и в кафе, и вне его, люди готовы ее покупать. Мини-формат станет собственным каналом продаж, где можно будет свободно коммуницировать с покупателями, тестировать новинки, в том числе и с короткими сроками годности».
Лебедев подтвердил Forbes цифру предстоящих инвестиций в 160 млн рублей. «Мы хотим сделать страну передовой в правильном и здоровом питании. Хотим, чтобы дети и мамы в каждом микрорайоне Москвы ходили в «Андерсон» и за супом, и за пирожным», — сказал он.
В погоне за низкими ставками
Формат оправдает себя, надеется Татулова. Средний чек в таких заведениях будет меньше, чем в стандартных кафе, но трафик почти такой же. Она приводит в пример кафе на Островитянова, где средний чек 1200 рублей, а количество гостей в неделю примерно 2500 человек. «Мы заметили, что в заведении много постоянных клиентов, один и тот же человек может приходить несколько раз в день, — рассказывает Татулова. — В стандартном кафе на улице Гиляровского частота посещений значительно ниже. Средний чек выше (2500 рублей), но трафик с небольшим кафе сопоставим — 2900 человек в неделю».
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров назвал переход «Андерсона» в мини-формат разумным решением. В кризис большие форматы пострадали в первую очередь, много объектов стояли пустыми, рассуждает он, заполняемость таких точек видоизменилась: большие помещения заселяют несколькими арендаторами. Выгоден «Андерсону» и переход из центра на окраины, считает Бурмистров, арендные ставки там ниже, а молодых семей с детьми хватает.
«В новостройках сейчас свободно более 20% площадей. К тому же это был довольно сложный год для поиска новых арендаторов», — говорит Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank. По ее словам, в спальных районах у МКАД и за ним аренда намного дешевле, чем в центре или даже в крупных ТЦ. Например, по сравнению с центром помещения для стрит-ретейла в отдаленной локации могут обойтись в 3-5 раз дешевле — ставка может колебаться от 25 000 до 45 000 рублей за кв. м в год. Татулова указывает, что за помещение площадью 120 -150 кв. м готова платить «300 000 плюс-минус уже не в черновой отделке, никакой не миллион» (в пересчете на квадратный метр 24 000 -30 000 рублей в год или 2000 -2500 рублей в месяц. — Forbes).
- Как бывший офицер МВД, изобретатель и программист придумали «умные» кафе площадью 2 кв. м
- Домик в деревне: как быстровозводимое жилье за несколько миллионов переживает бум благодаря пандемии
- Без записи на ноготочки: как заработать $3 млн, избавив женщин от походов в маникюрный салон
«Ценник вполне адекватен, — говорит генеральный директор компании DNA Realty Антон Белых. — Почти во всех ЖК есть помещения указанной площади, ставки там от 1500 до 3500 рублей за 1 кв. м в месяц, в больших и бизнес-класса дороже, в экономе дешевле. Всегда можно поторговаться, поиграть с форматом. Сложнее с помещениями с ремонтом: их мало на рынке в таком бюджете и локациях. То есть надо будет смотреть и помещения без отделки, чтобы выполнить план. Но в целом все выглядит реалистично, если не гнаться за локацией у метро. А к ним [в «Андерсон»] и так придут все жители, так как такого формата в ЖК очень не хватает и спрос на него есть, особенно в комфорте и выше».
В жилых домах, предупреждает Козина, трудно найти помещение под кафе полного цикла, требуется электроэнергия определенной мощности, дополнительное оборудование, установка вытяжки в соответствии с площадью помещения. «На то и мини-формат, чтобы оптимизировать технологические процессы, — рассуждает Белых. — Я думаю, там будет доготовка. А это и киловатт меньше, и требования по вытяжкам меньше. В любом ЖК минимум 0,2 кВт на метр; то есть 30 кВт на 150 метров. Этого должно хватить: у них не тандыр и не шашлыки все-таки».
Детские заведения в первую очередь ограничены своим форматом, не все посетители лояльны к чужим детям и шумным праздникам, так что уход от этого формата заведения привлечет новую аудиторию, считает исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. Проект будет наверняка успешен, считает он: мини-«Андерсон» будет обладать хорошей репутацией полноформатного «брата», станет проще и универсальнее, к тому же развиваться будет на одном из немногих растущих сейчас рынков — кафе-кондитерских.
Загнать в угол
Но на мини-кафе развитие сети не останавливается. Через две недели заработают брендированные корнеры «Андерсон» в пяти столичных магазинах сети «Перекресток», рассказал Forbes Александр Лебедев. Информацию подтвердил и один из участников переговоров. В корнерах разместится кондитерская витрина, обслуживать гостей будет сотрудник компании. Об инвестициях в проект, а также о том, на каких условиях стороны договорились о сотрудничестве, неизвестно. Татулова и представитель Х5 комментировать подробности отказались. Но «Андерсон» не в первый раз будет сотрудничать с «Перекрестком», весной-летом этого года были подписаны контракты на продажу замороженных полуфабрикатов и кондитерских изделий.