Восьмого ноября 2020 года федеральный телеканал «Матч ТВ» транслировал в прямом эфире футбол итальянской Серии А «Аталанта» — «Интер», на 55-й минуте мяч покинул поле и, как шило сквозь бумагу, прошел сквозь рекламный бортик слева от ворот команды из Бергамо. Всего на линиях ворот было расположено шесть таких бортиков (по три с каждой стороны поля) и на всех красовалась реклама 1xBet, всего 16 надписей. Почему бортик не стал преградой мячу? Ответ простой — физически рекламных носителей не было, «электронные бортики» появлялись во время трансляции, как только камера показывала ворота соперников.
У 1xBet рекламный контракт с Серией А. 1xBet — международный онлайн-букмекер с российскими корнями и оценочной выручкой $2 млрд. В 2019 году Следственный комитет возбудил в отношении основателей этого бизнеса уголовное дело (организация незаконных азартных игр), но они спокойно проживают на Кипре, хотя с недавних пор находятся в международном розыске и в России деятельность и реклама 1xBet запрещены.
Тайны брянского Лас-Вегаса: кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке
Еще в 2014-м Роскомнадзор заблокировал сайт 1xbet.com, где можно делать ставки не только на спорт, как в России, но и на петушиные бои, исход политических выборов и прочее, а также тратить деньги в онлайн-казино. Российский букмекер «1хСтавка» — клон 1xBet, появившийся после его запрета, с выручкой 10,7 млрд рублей занял 2-е место в новом рейтинге Forbes.
Бренд «1хСтавка» принадлежит компании «Букмекер Паб», она продвигает его с помощью рекламных контрактов, например с футбольными клубами Тинькофф Российской премьер-лиги (РПЛ). В разное время на футболках игроков «Краснодара», «Локомотива» и московского «Динамо» была надпись «1xBet». А как же запрет на рекламу этого бренда в России? Объяснение для ФАС обескураживает своей простотой: это маркетинговый ход для привлечения иностранных пользователей, а bet — это просто «ставка» по-английски. Штрафы никого особо не пугают.
Ставки сделаны: на чем зарабатывают букмекеры
Совокупная выручка 10 крупнейших российских букмекеров по итогам 2019 года составила 189 млрд рублей (на 67 млрд рублей больше, чем в 2018-м), чистая прибыль — 32 млрд рублей. И денег на маркетинг они не жалеют. При этом рекламные контракты букмекеры могут заключать только со спортивными командами, лигами, федерациями, турнирами и СМИ с соответствующей лицензией. Футбол — спорт №1 в мире. В РПЛ выступает 16 команд, и у всех есть контракты с букмекерами и соответствующие надписи на футболках. Чемпион тут Winline (Управляющая компания НКС, выручка — 29,6 млрд рублей), этот бренд красуется на форме «Зенита», «Спартака» и «Краснодара», каждый из клубов получает за это 200 млн рублей в сезон. Сама РПЛ подписала контракт с «Лигой ставок» (ПМБК, 49,5 млрд рублей) на 600 млн рублей.
Бурный рост этого бизнеса не остался незамеченным государством. Букмекеры обязаны ежеквартально перечислять 5% доходов (объем ставок за вычетом выигрыша игроков) спортивным федерациям и в 2019 году перевели на поддержку российского спорта более 1 млрд рублей. Много это или мало? Только на рекламу в футболе букмекеры тратят более 2 млрд рублей в год. В октябре 2020-го Владимир Путин поручил министру финансов Антону Силуанову увеличить сборы на спорт с букмекеров в два раза. Большой спорт — большие деньги — большие риски. Поэтому на такую мелочь, как реклама запрещенного бизнеса на федеральном канале, можно закрыть глаза.