Падение оборота розницы в России замедлилось, несмотря на вторую волну пандемии
Оборот розничной торговли в России снизился на 2,4% по сравнению с октябрем 2019 года, говорится в опубликованном в пятницу докладе Росстата. Динамика товарооборота оказалась значительно лучше, чем ожидал рынок: опрошенные Bloomberg экономисты полагали, что он упадет на 3,6%.
Розничный товарооборот рухнул почти на четверть в апреле, когда из-за пандемии коронавируса в России, а также в странах, с которыми она торгует, стали вводить карантинные ограничения, и до сих пор не перешел к росту в годовом выражении. Однако масштабы падения сокращаются.
Причем торговля непродовольственными товарами, на которую весной пришлось основное падение, сейчас отстает от прошлогоднего уровня меньше, чем торговля продовольствием: в октябре она снизилась на 1,1% в годовом выражении, а продажи продуктов питания, напитков и табачных изделий — на 3,6%. Стоимость оказанных населению платных услуг в октябре сократилась на 13,4% по сравнению с октябрем 2019 года. Сфера услуг пострадала от пандемии сильнее остальных.
Ускорение спроса в непродовольственном сегменте отчасти временное и может быть связано с ослаблением рубля, которое традиционно стимулирует потребление товаров длительного пользования впрок, считает главный экономист ВТБ Капитала по России Александр Исаков: «Скорее всего, мы увидим замедление в розничном непродовольственном обороте в ноябре. Что касается продовольственного сегмента, то мы видим более устойчивый тренд на восстановление и нормализацию расходов и ожидаем его сохранения».
Оборот розничной торговли продуктами питания с августа снижается сильнее торговли непродовольственными товарами, замечает советник президента Центра стратегических разработок Елена Разумова: отчасти это связано с сезонным ростом спроса на непродовольственные товары во втором полугодии из-за начала школьных занятий, распродаж, а затем — подготовки к Новому году. Подстегивать расходы на непродовольственные товары также может отложенный спрос, сформировавшийся в результате весеннего локдауна, летнего дачного сезона, а также снижение спонтанных покупок и покупок товаров для потребления в офисе (снеков, кофе, закусок) офисными работниками, в результате эти средства перераспределяются в пользу непродовольственных товаров, перечисляет она.