Прерванный полет: куда, как и за сколько летают из России в год коронавируса
Из-за пандемии коронавируса с 27 марта 2020 года пассажирские авиаперевозки в России были остановлены. К концу лета отрасль подошла в тяжелом состоянии. Международная ассоциация воздушного транспорта (IАТА) назвала мировой августовский трафик «катастрофическим» и «ставящим крест на худшем в отрасли летнем сезоне». С 1 августа были разрешены рейсы в Турцию, Великобританию и на Занзибар, а затем список постепенно расширялся.
Но даже в худшие времена границы не были закрыты для всех. Международный трафик обеспечивали специальные, вывозные и другие организованные по поручению правительства рейсы. Tutu.ru посчитала все проданные их сервисом билеты, по которым пассажиры совершили перелеты с начала апреля по 1 ноября. Аналитики «исключили все заказы, по которым клиенты вернули билеты через них, и несостоявшиеся рейсы». Учитывались как прямые перелеты, так и с пересадками. Абсолютное количество проданных билетов компания не раскрывает.
All Inclusive со скидкой 30%: как россияне отдыхают в этом году в Турции
Первое место заняла Турция, в которой почти не было ограничений на въезд. Она была не только конечной точкой путешествия, но и местом пересадки для полета в другие страны, например, европейские, объясняют представители Tutu.ru резкий рост полетов в эту страну. Присутствие на высоких позициях рейтинга Армении, Киргизии и Узбекистана (совокупно 26,6%, почти столько же, как у Турции) отражает довольно высокую долю трудовых мигрантов, возвращавшихся домой с билетами в одну сторону.
«Мы недавно подбивали цифры [по улетевшим] в Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, — говорит президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов. — Так, с марта на начало прошлой недели организованными посольствами вывозными рейсами этих стран улетели 330 000 — 350 000 человек» (сопоставимо с населением Калуги или Владимира). В Киргизию, например, из России во время первой волны пандемии вернулись около 50 000 человек (включая и тех, кто ехал автобусами).
Генеральный директор Biletix Игорь Константинов считает, что среди онлайн-трэвел агентств Tutu.ru «по продажам — один из лидеров и входит в топ-3, а место Турции среди других стран, однозначно, первое, но у других игроков места стран могут варьироваться». Константинов отмечает, что доля международных перелетов от общего трафика в нынешнем году сильно сократилась. По данным Росавиации, международные авиаперевозки упали: в январе-сентябре 2019 году они составляли 43,2% от всего пассажиропотока (42,7 млн человек против 99,1 млн), а за то же время 2020 года доля международных рейсов составляла всего 20,6% (10,8 млн человек против 52,7 млн). Если смотреть в абсолютных цифрах, то в этом год за рубеж летали в четыре раза меньше, чем в прошлом.
Пандемия в раю: как живут русские, застрявшие на Бали
Большую долю в рейтинге Армении и Киргизии Коженов объясняет тем, что эти страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и у них более комфортные условия пребывания в России. А вот доля Молдавии вызывает у Коженова недоумение: «У нас узбекских мигрантов в десять раз больше, чем молдаван»!
По сведениям Владислава Твердохлеба, председателя общественной организации «Национально-культурная автономия молдаван «Дачия», граждан Молдавии в России «около 0,5 млн», и далеко не все они трудовые мигранты. «Многие давно осели тут, живут годами», — объясняет он. А высокая доля Молдавии в перелетах, по его мнению, образовалась потому, что, как и Турцию, эту страну используют для транзита в Европу (перелеты в Молдавию были закрыты с 13 марта, а с 1 сентября был разрешен въезд иностранцам, в том числе из России). В Tutu.ru также считают, что место в Молдавии в рейтинге обеспечили оставшиеся в пандемию без работы мигранты и транзитные пассажиры.
Билеты стали дороже
Почти по всем направлениям перелетов сильно вырос средний чек. перелет в Киргизию подорожал на 83%, в Узбекистан — на 80%. Средний чек в Армению вырос почти в полтора раза, с 8 098 до 11 912 рублей (+47%). Из российских городов в аэропорты Турции стало добираться по сравнению с 2019 годом дороже на 29%. Из-за подорожания перелетов в Стамбул, доля которого составляла около 10% всего российского международного трафика, средний чек вырос с 11 633 рублей до 15 010 рублей, хотя на курортных направлениях, например, из Москвы в Анталию, он упал почти на 40% — с 16 015 рублей до 9 701 рубля. Дороже более чем в два раза обходились в этом году авиабилеты в Черногорию: средний чек вырос с 11 904 рублей до 23642 рублей.
Дорогие билеты, полупустые самолеты и уход лоукостеров: как мы будем летать после пандемии
Окольный путь
До пандемии среди покупателей Tutu.ru 81,4% предпочитали добираться до вошедших в десятку стран прямыми рейсами. В этом году доля пассажиров таких маршрутов снизилась до 71,1%. Исключение — Молдавия, в которую прямыми рейсами отправлялись из России 97% пассажиров (в сравнении с 89% в 2019 году). В открывшейся первой и сразу для нескольких авиакомпаний Турцию напрямую летали 78% пассажиров (86% в 2019 году).
Наименьшая доля летавших прямыми рейсами была у Германии — 21% против 63% в 2019 году. Официально на пассажирские перелеты из России был наложен запрет, но на самом деле полеты между ФРГ и Россией не прекращались: каждую неделю осуществлялось по несколько пассажирских рейсов.
Те пассажиры, которые добирались до места назначения с пересадкой, летели, по данным Tutu.ru, в основном через Турцию. В Стамбуле делали пересадку 89% транзитных пассажиров, летевших в Киргизию, 48% из путешествующих в Казахстан (17% — в Минске), 63% из тех, кто летел в Германию, 77% — в Черногорию (23% — через Сербию), но там въезд разрешен только россиянам с постоянным или временным разрешением на пребывание, предупреждает турагентство Tez Tour.
Россия решила возобновить авиасообщение еще с двумя странами
С 1 августа Россия объявила, что разрешила открыть авиасообщение с Великобританией, Турцией и Танзанией, пообещав постепенно расширять список. 3 сентября премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение о возобновлении полетов в Египет, ОАЭ и на Мальдивы. С 21 сентября в список добавились Белоруссия, Казахстан и Киргизия. А в октябре Межведомственная комиссия предоставила российским авиакомпаниям допуск на регулярные полеты в 24 страны, включая Грецию, Египет, Кипр, Германию, Израиль, Испанию, Италию и другие (что, впрочем, не говорило о начале перелетов по всем этим направлениям).
Расширение списка и постепенное открытие маршрутов изменило распределение мест популярных стран в рейтинге Tutu.ru за сентябрь-октябрь. В нем появились Египет и Израиль, а Украина и Черногория выбыли из десятки.
Россияне летят в Египет, даже несмотря на то, что после крушения в 2015 году на Синайском полуострове самолета «Когалымавиа» египетские курорты Красного моря так для них и не открылись. Летать можно только в столицу — Каир, из которого до моря нужно ехать несколько часов. А Израиль не разрешает въезд негражданам и нерезидентам. Кроме того, с марта этого года при въезде в страну каждый пассажир должен пройти 14-дневный карантин.