К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

День вхолостую: почему не стоит ждать рекордов от ноябрьских распродаж в этом году

Фото Feature China / Barcroft Media / Barcroft Media via Getty Images
Фото Feature China / Barcroft Media / Barcroft Media via Getty Images
Ежегодно в «День холостяка» компании били рекорды по объемам продаж. В прошлом году 11 ноября россияне тратили на AliExpress 350 млн рублей в час. В этом рекорда не случится, прогнозируют аналитики

Рекорд покупок россиянами товаров 11 ноября на китайских маркетплейсах в этом году будет труднодостижим, считают аналитики «ЮMoney» (ранее — «Яндекс.Деньги»). Скорее всего, увеличение числа покупок в день распродажи будет не выше чем в 30 раз. В прошлом году рост был в 38 раз по сравнению с обычным днем.

Покупки россиянами товаров на китайских маркетплейсах в «День холостяка» по сравнению с обычными днями росли год от года, рассказывает генеральный директор «ЮMoney» Иван Глазачев. В 2017 году россияне в день распродажи купили в 23 раза больше товаров, в 2018 году — в 21 раз, а в 2019-м — в рекордные 38 раз.

Рост оборота стал возможным за счет увеличения числа транзакций по сравнению с обычным днем: в девять, 10 и 15 раз в предыдущие три года соответственно, отмечает эксперт. Средний чек в «День холостяка» также выше — в среднем в 2,4 раза. Величина среднего чека «11.11» в прошлом году выросла на 161% (до 1453 рублей) по сравнению с обычным днем, говорит Глазачев. В топ-регионы по числу заказов на китайских маркетплейсах входят Москва и область, Санкт-Петербург и область, Краснодарский край. «ЮKassa» обслуживает более 120 000 сайтов по всему миру, более 20 крупнейших маркетплейсов, включая AliЕxpress, Joom, JD.com, Umkamall и Gearbest.

 

11 ноября, или так называемый «День холостяка», появился в Китае в 90-х годах прошлого века. Дата его проведения (11.11) состоит из четырех единиц, которые символизируют людей, не состоящих в браке или отношениях. Но в последние годы этот день стал сродни знаменитым американским распродажам — «черной пятнице» и «киберпонедельнику». Первый 24-часовой шопинг-марафон организовала в 2009 году китайская корпорация Alibaba Group (владеет онлайн-площадками Taobao, Tmall и AliExpress), устроив глобальную интернет-распродажу. С «Дня холостяка», или Всемирного дня шопинга, начинается серия крупнейших распродаж года, которая заканчивается после Рождества.

В этом году итоги распродажи в «День холостяка» на крупнейшем рынке в Китае станут сюрпризом. К таком выводу пришли аналитики консалтинговой компании Bain & Company в своем отчете «Изменил ли коронавирус «День холостяка».

 

Конец привычной «черной пятницы»: почему очереди на распродажи стали меньше

Пандемия COVID-19 в стране сильно ударила по розничным продажам, трафик в торговых центрах не восстановился до сих пор и пока на 20% ниже показателей прошлого года, отмечается в отчете. Последние пять лет продажи товаров в «День холостяка» (за время 24-часовой распродажи) в Китае росли ежегодно на 35% и генерировали до 410 млрд юаней (более $60 млрд), что вдвое больше месячного оборота Amazon, крупнейшей в мире платформы электронной коммерции.

Тем не менее эксперты компании, опросив около 3200 китайских потребителей, выяснили, что 40% опрошенных собираются потратить на распродаже больше, чем в прошлом году. К тому же в два раза увеличится количество покупателей из городов нижних уровней (в Китае существует негласная система иерархической классификации городов по ярусам или уровням, всего их четыре; города группируются по разным признакам — например, размеру ВВП, количеству населения. Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь и Гуанчжоу обычно считаются городами первого уровня. — Forbes).

 

Эксперты Bain & Company отмечают, что для повышения продаж в этом году интернет-магазины и офлайн-ретейлеры должны будут разработать дифференцированные предложения, актуальные для потребителей из городов разных уровней.

Опрос Bain & Company показал, что самыми популярными товарными категориями в этом году станут бытовая электроника и товары для здоровья, их планируют приобретать 41% и 42% китайских покупателей соответственно. Прогноза по поводу того, на сколько в этом году вырастут продажи, Bain & Company не дает.

Крупнейшим оператором трансграничной розничной торговли с Китаем на российском онлайн-рынке является AliExpress. В прошлом году китайская Alibaba Group, Mail.ru Group, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере электронной коммерции AliExpress Russia. Доля Alibaba Group в СП — 49,9%.

Крупнейшие игроки 

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), аудитория AliExpress в октябре этого года составила 107,4 млн человек, уступив первое место Wildberries с 125 млн человек. Ozon на третьем месте с 63,9 млн.

Представитель AliExpress не стал раскрывать прогнозы площадок по спросу российских покупателей 11 ноября. За 11 и 12 ноября 2019 года заказы на площадке оформили 5 млн россиян, которые купили не менее 30 млн товаров. Общая сумма покупок составила 17,2 млрд рублей — в среднем россияне покупали товаров на 350 млн рублей в час.

 

По словам представителя AliExpress, самыми популярными категориями на распродаже прошлого года стали одежда, товары для дома, электроника и детские товары. А самым популярным товаром стал iPhone XR. В топ-3 также вошли робот-пылесос iLIFE и 50-дюймовый телевизор Skyworth.

Большая скидка: 12 главных лайфхаков для «черной пятницы»

Закупка товаров за рубежом в целом сильно пострадала от коронакризиса, считает  Федор Вирин, партнер аналитической компании Data Insight. По его словам, покупка на AliЕxpress для потребителей всегда была чем-то вроде бюджетного праздника: можно порадовать себя смешной безделушкой или новым платьем за две копейки. Нарастание кризиса, падение доходов — все это привело к тому, что «праздник кончился», говорит Вирин.

К тому же на AliЕxpress часто закупался малый бизнес, но закупки небольших партий для использования у себя, производства или перепродажи закончились в этот кризис вместе с самим малым бизнесом, сетует эксперт.

 

Побить прошлогодний рекорд будет сложно из-за роста конкуренции со стороны российских магазинов, которые активно перетягивают покупателей на себя за счет специальных акций, приуроченных к этому дню, добавляет Глазачев. Покупатели постепенно переключаются на продавцов внутри страны, согласен Вирин; это заметно и по AliЕxpress, на площадке быстро растет доля российских продавцов. В июле маркетплейс раскрыл информацию, что доля российских продавцов с октября прошлого года на площадке удвоилась и составила 20%.

Пандемия изменила саму модель потребительского поведения, отмечает Глазачев: онлайн-шопинг в России уже стал привычным явлением, спрос на покупки удовлетворен гораздо больше, чем в предыдущие годы.

Последние пять лет акцию «Всемирный день шопинга» проводит Wildberries. Предраспродажа стартовала с 5 ноября и продлится по 13 ноября; уже сейчас покупатели могут получить скидку на большинство товаров, делится представитель пресс-службы компании. Прогноз на этот год представитель Wildberries делать отказался, но отметил, что по итогам прошлогодней акции количество заказов выросло в 2,7 раза. В период проведения акции «Всемирный день шопинга-2019» с 9 по 12 ноября покупатели заказали товаров на сумму 13,2 млрд рублей. Чаще всего россияне приобретали роботы-пылесосы, кофемашины, смартфоны, беспроводные наушники, тушь для ресниц, детские вещи и игрушки.

Один из поставщиков, сотрудничающих с Wildberries, на прошлой неделе обвинил маркетплейс в том, что тот принудительно выставил скидки на товары даже тех производителей, которые не планировали участвовать в акции. «Участие в распродаже является добровольным, продавец сам принимает решение, участвовать или нет, — ответили Forbes в пресс-службе Wildberries. — В этом году базовая скидка составляет 25%, информация об условиях распродажи была доведена до продавцов заранее через портал поставщиков и специальную рассылку. В прошлом году во Всемирном дне шопинга на Wildberries приняли участие 2 млн россиян, который оформили 4 млн заказов, а оборот продавцов вырос в два раза. В этом году мы ожидаем еще более значительных результатов: только за 6 ноября было оформлено 1,6 млн заказов — таким образом, продавцы, которые принимают в ней участие, получат значительный рост оборота, а покупатели — широкий ассортимент и реальные скидки». Представители AliExpress сообщили, что маркетплейс будет за свой счет предоставлять скидку 25% в момент проведения акции «черная пятница» в конце ноября.

 

75% фейка: как не стать жертвой фальшивых скидок в «черную пятницу»

Ozon будет участвовать в распродаже 11 ноября второй год подряд. Как и в прошлом году, покупателям предложат не только скидки, но и купоны на определенные товарные группы. Купоны нашли большой отклик у пользователей, считает представитель Ozon, по результатам акции был зафиксирован трехкратный рост активированных купонов относительно недели, предшествующей старту акции. Наибольший спрос вызывали товары в категории «электроника» и FMCG.

Третий год в распродаже будет участвовать Joom. Представитель этого маркетплейса также не стал комментировать планы по продажам, отметив, что прошлые годы демонстрировали четырех- и пятикратное их увеличение.

В этом году на 11 ноября Joom предложил покупателям заранее добавлять в корзину товары, которые подешевеют в день распродажи. «Мы ожидаем, что это существенно подогреет их интерес, а результат распродажи будет лучше прошлогоднего», — говорит представитель Joom. В числе самых популярных товаров на этом маркетплейсе — одежда и обувь, товары для дома, некрупная электроника и особенно смартфоны от китайских брендов (Xiaomi, Bazeus, Cubot) и аксессуары для них.

 

10 главных продавцов Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+