Сколько могла стоить эвакуация Навального и других известных пациентов из России
Двадцать второго августа из омского аэропорта в 7:59 утра (4:59 по Москве) вылетел оборудованный для перевозки пациентов самолет Bombardier Challenger 604 немецкой чартерной авиакомпании FAI rent-a-jet. На борту находилась бригада немецких реаниматологов, которая должна была обеспечить безопасную транспортировку находившегося в коме основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. С ним летела его жена Юлия.
За два дня до этого, 20 августа, Навальный, который был с визитом в Сибири, чтобы поддержать независимых кандидатов на предстоящих местных выборах, на обратном пути из Томска в Москву почувствовал себя плохо в самолете. Пилот срочно прервал рейс и совершил посадку в Омске. Там в машине скорой помощи бригада врачей определила отравление, ввела политику антидот — атропин — и доставила его в местную больницу, где он впал в кому. В тот же день благотворительный фонд Cinema for Peace Foundation сообщил, что по просьбе издателя «Медиазоны» Петра Верзилова отправит в Омск санитарный самолет с медицинским оборудованием и специалистами, который смог бы доставить Навального в Германию, в берлинскую клинику Charite. Родственникам Навального 21 августа удалось добиться согласия омских медиков на экстренную транспортировку. После звонка соратника Навального, руководителя сети его региональных штабов Леонида Волкова, перелет на медицинском чартере оплатил сын основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина Борис. Об этом сам Зимин-младший рассказывал в интервью Forbes Capital, однако сумму, во сколько обошелся перелет, он не раскрывает. Врачи берлинской клиники при помощи специалистов из военной лаборатории определили, что оппозиционного политика отравили веществом группы «Новичок». Спустя две недели в клинике Навальный вышел из комы и сейчас проходит процедуру восстановления.
Forbes разбирался, сколько стоят подобные рейсы, кто и как их организует и как эвакуировали из России на лечение за рубеж других известных пациентов, в том числе оппозиционных активистов.
Как устроен рынок «авиаскорых» в России и в мире
В апрельском исследовании мирового рынка услуг авиационной скорой помощи компания Fortune Business Insights оценила его объем на конец 2018 года в $4,2 млрд, ежегодный рост в ближайшие шесть лет — в 4,71%, до $6 млрд в 2026 году. Крупнейший сегмент рынка — американский, на него приходится примерно половина спроса. Лидеры рынка, специализирующиеся только на авиамедицинской деятельности, — американские Acadian Companies, Air Medical Group Holdings, Air Methods, шведско-финско-норвежская Babcock Scandinavian Air Ambulance, люксембургская European Air Ambulance, швейцарская REVA Inc. Есть немало компаний деловой авиации, имеющих подразделения скорой помощи.
По словам Максима Манаенкова, директора по развитию бизнеса российского брокера на рынке санитарной авиации JETVIP, профессиональной оценки этого рынка в России нет, поскольку у подобных рейсов очень разные заказчики. Это десятки страховых компаний, родственники, посольства, российские компании с представительствами и офисами за пределами России. Причем никто из них не ведет централизованную статистику и аналитику. Единственная специализированная компания в стране — Авиационно-спасательная компания МЧС (АСК МЧС). «Если мы говорим о тяжелобольных людях, которые, например, подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких, которым нужны кислородные баллоны, то с таким оборудованием летать за границу имеет право только АСК МЧС, да и то не везде», — говорит он.
Манаенков считает, что «санитарной авиации в России нет» — 99% всех международных медицинских рейсов, заказываемых через JETVIP, выполняются на самолетах иностранных эксплуатантов. «Хорошо, что есть хотя бы Weltall Avia и АК «Космос», которые закрывают потребность в санитарной авиации внутри России, — говорит он. — По моим оценкам, ежемесячно в Центральной России нужно было бы перевозить около 10-15 пациентов, но реально перевозят меньше из-за проблем с финансированием, нетранспортабельным состоянием, бюрократическими препятствиями, а что происходит в других регионах, для меня вообще загадка». В России компании, имеющие право выполнять медицинскую эвакуацию, можно пересчитать по пальцам одной руки, соглашается с оценкой размеров российского рынка санитарной авиации Денис Меньших, коммерческий директор Weltall-Avia Airlines, первой российской авиакомпании, получившей сертификат на выполнение полетов для оказания скорой медицинской помощи на самолетах деловой авиации.
Как оборудуют самолеты
По словам Дениса Меньших, их компания использует как авиационную скорую помощь бизнес-джет Hawker 700 в медицинской конфигурации. Если есть заказ, в бизнес-джет вместо двух кресел устанавливается медицинский модуль, что-то вроде функциональной кровати с поперечными ремнями и съемными носилками. Модуль подключается к бортовой электрической системе самолета и позволяет «запитать медицинское оборудование напряжением 12,24,220 Вольт», то есть подключать разное оборудование. Пациента сопровождает медицинская бригада из двух врачей-реаниматологов, работающих по контракту Weltall с одной из российских клиник. Медицинское оборудование бригада берет в зависимости от диагноза пациента. В 2019 году, рассказывает Меньших, компания выполнила 23 эвакуации: 17 по России, остальные из Юго-Восточной Азии, из Черногории и одну в Италию. По его словам, некоторые производители летной техники, например, швейцарская Pilatus Aircraft, выпускают под заказ самолеты с предустановленным медицинским модулем.
Сколько мог стоить полет Навального
Летный час на бизнес-джете Bombardier Challenger 604, на котором эвакуировали Навального, без медицинского модуля обойдется в €5000, говорит Алексей Павлов, коммерческий директор компании «Капитал Авиа», которая сдает в аренду различные типы самолетов, в том числе бизнес-джеты. Примерное летное время из Омска до Берлина — пять с половиной часов, стоимость одной ночевки экипажа — около €2000. По оценке Дениса Меньших из Weltall, вместе с медицинским модулем полет мог стоить в пределах €65 000. Навального перевозили на самолете с бортовым номером D-AFAD, который базируется в аэропорту Нюрнберга. Именно оттуда самолет и прилетел в Омск. По словам Манаенкова из JETVIP, если рейс совершался по маршруту Нюрнберг — Омск — Берлин — Нюрнберг, то ориентировочная стоимость такого перелета — от €80 000.
Глава медицинского подразделения авиакомпании FAI Фолькер Лемке ответил Forbes, что средняя цена полетного часа их «скорой помощи» Bombardier Challenger 604 составляет от €5400 до €6800 и «зависит от конфигурации, места назначения, дополнительных расходов в аэропорте прилета и т. д.». «Расчет цены довольно сложен, — сообщил он, — и просто считать на основе полетных часов не получится». Источник, близкий к компании, уточнил, что для этого самолета полетный час «все включено» стоит чуть больше €8000. Получается, что 11-часовой перелет мог обойтись Зимину как минимум в €88 000.
Другие громкие эвакуации
- Петр Верзилов, издатель «Медиазоны», Cessna компании Aerowest, около €38 000
Вечером 11 сентября 2018 года участник Pussy Riot и издатель «Медиазоны» Петр Верзилов почувствовал, что заболел. Он внезапно ощутил ухудшение зрения, стала меняться речь, движения, затем начались судороги, бред. Скорая доставила его в токсикореанимационное отделение. Позднее Верзилова перевели в реанимацию НИИ им. Склифософского. Через некоторое время его состояние улучшилось, но сохранялся бред и продолжались галлюцинации. Он постоянно засыпал от усталости.
Через четыре дня по предложению друга отца Верзилова — врача одной из берлинских клиник — было решено отправить больного в Берлин. Для транспортировки за ним прилетела 16 сентября специально оборудованная Cessna компании Aerowest. В клинике Charite, в которую поместили Верзилова, профессор Кай-Уве Экардт заявил на пресс-конференции, что пациента скорее всего отравили. По словам профессора, «через шесть дней после предполагаемого отравления шансы узнать причину остались невысокими».
Перед отравлением Верзилов занимался историей гибели российских журналистов в Центральноафриканской Республике. На дни после отравления планировалось обнародовать предварительные результаты расследования. В первом интервью изданию Bild Верзилов называл это основной вероятной причиной. «Я исхожу из того, что за моим отравлением стоят российские секретные службы, возможно, российская разведка ГРУ, — говорил он. — Отравление было сделано настолько профессионально, что не позволяет сделать никакого другого вывода, и возможно, они испытали на мне новый ядовитый коктейль, так как мое отравление пошло иначе, чем другие: это не длилось несколько дней, пока я что-то замечу, но это была сразу острая реакция».
Верзилов не ответил Forbes по телефону или в мессенджерах о том, кто оплатил его транспортировку в Германию. Однако еще в 2018 году сразу после его госпитализации в клинику Charite управляющий директор берлинской правозащитной организации Cinema fоr Peace Яка Бизилж рассказывал на пресс-конференции, что это они помогли организовать и оплатили отправку Верзилова. «Нас связывают давнишние контакты с Pussy Riot, и родные Верзилова попросили нас о помощи, — говорил он . — Поэтому по просьбе родителей Петра мы отправили санитарный самолет из Берлина в Москву и обратно, этот перелет был оплачен помощниками и мной».
По словам Манаенкова из JETVIP, перелет на Cessna Citation Sovereign с бортовым номером D-CAWB, который базируется не в Берлине, а в Ганновере, в сопровождении медицинской бригады может стоить ориентировочно около €38 000. В компании Aerowest на запросы Forbes не ответили.
- Владимир Кара-Мурза, журналист, политический активист, компания US Air Ambulance, $100 000
26 мая 2015 года, спустя три месяца после убийства Бориса Немцова, активист основанной им партии «РПР-Парнас» Владимир Кара-Мурза встречался с товарищем по партии в ресторане в центре Москвы. К тому времени он, тележурналист и режиссер, был известен как противник режима, например, был координатором созданного по инициативе Михаила Ходорковского движения «Открытая Россия» (признана нежелательной в России), выступал вместе с основателем Hermitage Capital Management Биллом Браудером свидетелем в канадском парламенте, убеждая парламентариев принять закон, аналогичный американскому «Акту Магницкого», который устанавливает санкции за нарушения прав человека.
В тот день в 2015 году последовало еще несколько встреч, но в какой-то момент у Кара-Мурзы появились сильная потливость, сердцебиение, тошнота, он начал терять сознание. В городской больнице им. Давыдовского, куда его доставила скорая, поставили диагноз «сердечная недостаточность», вечером перевезли в кардиологическую клинику им. Бакулева и стали готовить к операции. Однако на следующее утро операцию отменили. «Слава богу, приехал друг Володиного папы, знаменитый кардиохирург Михаил Алшибая, — рассказывает Forbes адвокат Кара-Мурзы Вадим Прохоров, — и сказал: «Что вы делаете? Сердце в порядке, это же отравление!» По словам адвоката, у Кара-Мурзы стали отказывать легкие, сердце, почки, печень, — «целый список органов, у него все тело было в трубках». Его перевели в реанимацию Первой градской — Пироговской больницы, а состояние все ухудшалось. Приглашенный из Израиля врач-реаниматолог оценивал шансы на выживание в 5%, говорит Прохоров, «и к великому счастью Владимир в эти проценты уложился».
Российские врачи признавались, что налицо все признаки отравления, но не могли понять чем. Затем специализированным медицинским самолетом Кара-Мурзу перевезли в Вашингтон, где находилась его семья. Три недели он провел в больнице, где, как он рассказывал, «по сути заново учился ходить».
Эвакуацию, как и лечение, оплатил Михаил Ходорковский. Представитель Ходорковского сообщил, что «никто уже и не помнит детали [этой эвакуации]».
Жена политика Евгения Кара-Мурза подтвердила Forbes, что перевозку организовал Ходорковский и стоило это около $100 000. По ее словам, эвакуацию мужа выполняла американская компания US Air Ambulance с тремя посадками: в финляндском Турку, исландском Кеблавике и канадском Сент-Джоне. «Какой был самолет, не помню, но, со слов пилота, когда-то он принадлежал Барбре Стрейзанд, — смеется она. — Самолетик был совсем маленький: пилот с помощником, Володя в лежачем состоянии, два медика и я, а в багажное отделение едва влезла ручная кладь». US Air Ambulance — один из лидеров медицинской эвакуации, располагает парком из разных модификаций Boeing, Bombardier, Cessna, Hawker и других.
Манаенков из JETVIP говорит, что, судя по описанию самолета и маршрута, это мог быть либо Learjet 60 производства Bombardier, либо Hawker 800XP.
В US Air Ambulance на запрос Forbes не ответили.
- Григорий Ревзин, архитектурный критик, Bombardier Challenger 604, €40 000–50 000
Историк, искусствовед Григорий Ревзин сообщил Forbes, что «не готов делать сведения о себе публичными», однако в 2007 году в своей философской колонке в GQ «про ангелов и реанимацию» он рассказал, как, благодаря Илье Райхману, доктору из больницы ЗИЛ (сейчас клиника им. Буянова), получил отсрочку от смерти, а друзья из газеты «Коммерсантъ» вывезли его из России «путем десантирования непосредственно в больницу ЗИЛ бригады швейцарского горно-спасательного самолета».
Демьян Кудрявцев, тогда издатель «Коммерсанта», рассказывает Forbes, что Ревзина эвакуировали в знаменитую швейцарскую клинику Cecil в Лозанне, которая все и организовала. «Я через свою знакомую, работающую там, договаривался напрямую с клиникой, — говорит он, — а оплатил и перелет, и лечение «Коммерсантъ». По словам Кудрявцева, владелец издательского дома Алишер Усманов «всегда приветствовал медицинскую помощь сотрудникам». Какой авиакомпанией, на каком самолете и из какого московского аэропорта отправляли Ревзина в Швейцарию, Кудрявцев не помнит.
Павлов из «Капитал Авиа» считает, что если это была горно-спасательная авиакомпания, то в клинику Резина перевозила швейцарская фирма Rega. Она с 1952 года специализируется на горно-спасательных операциях, и, кстати, один из вертодромов базирования компании находится в Лозанне.
В Rega сообщили, что с 2003 по 2018 год эвакуировала пациентов самолетами Bombardier Challenger 604. Имена своих пациентов они не разглашают. Клиника Cecil на наш запрос не ответила. По подсчетам Манаенкова из JETVIP, эвакуация Ревзина могла обойтись в €40 000–50 000.