К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Обыкновенное рейдерство»: почему правительство Москвы считает несуществующей велодорогу в Крылатском

Фото Антона Денисова / РИА Новости
Фото Антона Денисова / РИА Новости
13,6 км, которые очень важны для велосипедистов и других спортсменов, находятся под угрозой. В пятницу в Московском арбитражном суде начались слушания, по итогам которых решат, является ли дорога самостроем

Легендарной Олимпийской кольцевой велодороге в Крылатском грозит уничтожение, считают ее владельцы из компании «Лата Трэк». Они уверяют, что, действуя совместно, на дорогу покушаются городские власти и фирма «Медикал Эстейт», принадлежащая фонду Millhouse Романа Абрамовича. В 2018 году и городские власти, и «Медикал Эстейт» подали иски в арбитражный суд против «Лата Трэк». В иске мэрии утверждается, что, по документам, дороги длиной 13 640 метров не существует; компания Абрамовича претендует на часть трассы в зоне финишной прямой. «Мы просто хотим построить на своем участке высоколассную многоуровневую парковку с велопрокатом, кафе, душем и туалетами, которая будет работать в том числе на спортсменов, — объясняет представитель «Медикал Эстейт» Роман Дедов, — а «Лата Трэк», судя по тоннам их публикаций, пытается запутать какой-то клубок интересов». «Медикал Эстейт» утверждает, что их иск никак не связан с обращением в суд правительства Москвы. В пятницу Московский арбитражный суд отложил разбирательство до 27 октября. Позицию «Лата Трэк» поддерживают именитые велогонщики. «Я думаю, тут были искусственно инициированные скандальные дела, — сокрушается знаменитый спортсмен, вице-президент Европейского велосипедного союза Александр Гусятников, — чтобы на этом фоне перепрофилировать велодорогу».

Ко времени публикации статьи Департамент городского имущества (ДГИ) и Департамент природопользования на запросы Forbes не ответили, а в 2017 году ДГИ официально сообщал, что жители жаловались на «ограничение доступа [на эту территорию], размещение не соответствующих торговых объектов, незаконную вырубку деревьев и стихийное асфальтирование» и требовали расторгнуть договор аренды с «Лата Трэк». Проверка инспекции по недвижимости, писала пресс-служба департамента, подтвердила это и выявила захламление, существование бытового городка и тентов. Forbes попытался разобраться в многолетнем конфликте.

Кому принадлежит велодорога

Происхождение Крылатских холмов в московском районе Крылатское — рукотворное: здесь когда-то были старинные каменоломни, а к Олимпиаде 1980 года насыпали искусственные склоны и построили несколько спортивных объектов: велодорогу, велотрек, гребной канал, поле для стрельбы из лука. На строительном чертеже, выполненном в 1976-1979 годах, финишная прямая велодороги проходит между еще существовавшими деревнями Крылатское и Татарово. «Представьте себе: ради этой велодороги снесли две деревни и птицефабрику», — восклицает Ирина Эльдарханова, совладелица и председатель совета директоров «Лата Трэк». — А московское правительство пытается доказать, что дорога — это не капитальное строение, а только «улучшение ландшафта»!

 
СССР. Москва. 1 августа 1980 г. Спортсмены на гребном канале в Крылатском. Егоров Василий,
СССР. Москва. 1 августа 1980 г. Спортсмены на гребном канале в Крылатском. Егоров Василий, ·Фото Алексея Стужина·ТАСС

Эльдарханова — известная московская предпринимательница, владелица компаний «Шоколадные бутики» и «Шоколадные подарки» (ранее руководила семейной фирмой «Конфаэль Шоколад»), изготавливающей уникальные шоколадные сувениры. В 2015 году она входила в список Forbes «50 богатейших женщин России», а среди клиентов компании были «Газпром» и Сбербанк, «Лукойл», РЖД, Внешторгбанк, однако даже с ее связями выпутаться из многочисленных претензий к «Лата Трэк» оказывается нелегко. Эльдарханова не раскрывает, как она оказалась в числе совладельцев «Лата Трэк», о своей доле говорит: «Меньше 25%».

Она рассказывает, что в 2000-е ездила в польскую Познань, где увидела, как организованы там горнолыжные занятия школьников, студентов и взрослых, и загорелась идеей сделать такое же в Москве. Обратилась в мэрию с проектом реконструкции обветшавшего и уже не действовавшего горнолыжного комплекса в Крылатском, и заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе представил ее руководителям владевшей этим комплексом Московской федерации профсоюзов (МФП). Оказалось, что комплекс был федерации в тягость, а так как он находился рядом с велодорогой, то в уставной капитал создаваемого ЗАО «Лата Трэк» внесли и ее.

 

Сегодня велодорога длиной 13,6 километров (так по документам, но мэрия оспаривает и эту цифру) проходит по территории особо охраняемой природной территории (ООПТ) — ландшафтного парка «Крылатские холмы». В конце 1970 годов ее строительство заказал к Олимпиаде Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, а построило Министерство транспортного строительства. МФП в 2002 году учредила ЗАО «Спортивно-экологический комплекс «Лата Трэк», в которой вторым учредителем с 10% была связанная с Эльдархановой фирма «Латаир» (прекратила существование в 2015 году).  В 2003 году МФП передала спортивные сооружения с земельным участком площадью 147,6 га в уставный капитал «Лата Трэк». Позднее профсоюзы вышли из учредителей компании, а их долю выкупили другие, заинтересованные в развитии спорта серьезные инвесторы. Сумму сделки в компании не раскрывают. Опрошенные Forbes несколько человек в Московской федерации профсоюзов не смогли предоставить сведений о той сделке. «Профсоюзы не в состоянии были содержать эти объекты и территорию, — вспоминает Эльдарханова. — А за ней нужен был особенный уход, потому что это был заказник, особо охраняемая территория с жесточайшими требованиями». Нынешний состав учредителей «Лата Трэк» Эльдарханова не раскрывает. По словам вице-президента компании Адама Эльдарханова, поддержание трассы в приемлемом состоянии обходится компании в несколько миллионов рублей в месяц.

Удается ли «Лата Трэк» зарабатывать на дороге, чтобы окупать эти затраты? В обычные дни денег с велосипедистов администрация не берет. «Лата Трэк» зарабатывает проведением спортивных мероприятий. Аренда всей велодороги для крупных спортивных событий может стоить от 70 000 рублей, рассказывают в компании. Велотрасса на самоокупаемости за счет спортивных мероприятий по велоспорту, забегам и другим массовым спортивным мероприятиям, также велодорогу арендуют спортивные организации Москомспорта для тренировок и соревнований, говорит представитель «Лата Трэк». Но основной источник дохода для компании — лыжные спуски, уточняют в компании. Финансовые результаты «Лата Трэк» не обнародует. По данным СПАРК-Интерфакс, выручка компании за 2019 год составила 67,7 млн рублей, прибыль — 4,2 млн рублей.

Конфликты с городскими властями начались у новых собственников довольно быстро: московское правительство никак не хотело заключать с «Лата Трэк» договор аренды на 25 лет земельного участка, по которому проходит дорога.  Эльдарханова предполагает, что за этой волокитой мог стоять тогдашний столичный мэр Юрий Лужков, который, по ее словам, вероятно рассуждал так: «Как это велодорога может быть профсоюзной? Она московская»! Мэрия безрезультатно судилась с профсоюзами, «а мы тоже взяли и подали в суд»! — говорит она.

 

В 2005 году московские суды один за другим отказывали компании в ее требованиях, но через год окружной арбитражный суд направил дело на пересмотр. При повторном рассмотрении суд учел, в том числе, то, что «Лата Трэк» исправно платила налоги за землю, и решил дело в ее пользу. Только в текущий ремонт, по словам Эльдархановой, в 2002-2005 годах компания вложила около 15 млн рублей. Высший арбитражный суд в 2008 году оставил решение без изменения, и договор аренды с «Лата-трэк» был заключен.

СССР. Москва. 1 августа 1979 г.
СССР. Москва. 1 августа 1979 г.·Фото Чумичева Александра·ТАСС

Кто претендовал на велодорогу

В 2008 году появился еще один защитник земельного участка и велодороги — бывший член олимпийской сборной СССР по велоспорту, создатель профессиональной велосипедной команды «Катюша», а кроме того владелец газовой компании «Итера» (сейчас — нефтегазовая компания «Арети») Игорь Макаров. Как зампредседателя попечительского совета Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) он написал Лужкову письмо (есть в распоряжении редакции), что «уникальная и необходимая спортсменам площадка для тренировок и проведения соревнований, в том числе и мирового уровня, не может использоваться… ввиду крайне неудовлетворительного состояния трассы». Ссылаясь на «обеспокоенность» председателя попечительского совета федерации, друга президента Путина Сергея Чемезова и уже состоявшееся решение суда заставить город заключить с «Лата Трэк» договор аренды, Макаров убеждал мэра, что выполнение судебных требований приведет к «безвозвратной потере уникальной… велотрассы,  и предлагал ее «изъять у собственника для нужд города». Как рассказывают в «Лата Трэк», Макаров хотел построить в районе трека 400 000 кв. м недвижимости.

Письмо не помогло. Департамент физической культуры и спорта города Москвы ответил (есть в распоряжении редакции), что «все возможные способы судебной защиты исчерпаны», а «принудительное изъятие у собственника имущества не допускается». И все же, судя по ответу, городские власти не желали упускать из рук лакомый кусок земли: в письме Департамент земельных ресурсов и префектура округа обещали продолжить обсуждать свои дальнейшие действия «в отношении велотрассы в Крылатском».

Игорь Макаров передал через представителя, что как почетный президент ФВСР и член руководящего комитета Международного союза велосипедистов он «полностью солидарен с позицией ФВСР — кольцевая велодорога в Крылатском является уникальным спортивным объектом и имеет огромное значение для российского спорта, и ее необходимо сохранить». «Никакого другого интереса, в том числе коммерческого, к велотрассе и прилегающим к ней территориям в настоящий момент у нас нет», — сообщил он.

Соседи велодороги

В 2014 году Millhouse Абрамовича объявила, что к построенным еще в 2004 году четырем зданиям бизнес-парка «Крылатские холмы», стоящим вдоль Крылатской улицы, пристроит в одну линию пятое — со стороны, соседствующей с велодорогой. Можно понять это решение. Место золотое: по данным ЦИАН, ставки арендной платы в «Крылатских холмах» составляют от 35 630 до 59 496 рублей за кв. м в год, то есть выше средних ставок для комплексов класса А.

 

Расстояние между трассой и бизнес-парком стало короче. А в 2015 году принадлежащая Millhouse фирма «Медикал Эстейт» получила по распоряжению мэра следующий участок, который был специально исключен из зоны ООПТ, где запрещено капитальное строительство, — впритык к велодороге, для строительства «объекта гаражного назначения». Как рассказывает Дедов из «Медикал Эстейт», «на 80% это, конечно, многоуровневое парковочное пространство, куда могут приехать и велосипедисты, переодеться и прямо из здания выехать на трассу, а потом перекусить в кафе, принять душ, а на крыше там будет открытый бассейн — точка притяжения еще и для пловцов».

Бизнес-парк «Крылатские холмы»
Бизнес-парк «Крылатские холмы»·Фото DR

Начав обследовать свой участок, менеджеры «Медикал Эстейт» обнаружили пересекающие его асфальтовые дорожки, которых не было на планах. Одна, показывает Дедов Forbes, берет начало от велодороги и почти упирается в толстый ствол дерева, а вторая — в выпирающий из земли технологический колодец. «Это не часть велодороги, — объясняет он, — а заасфальтированные остатки бывшей улицы Новотатаровской». Он называет эти дорожки «аппендиксами».

Посчитав «аппендиксы» незаконным самостроем, «Медикал Эстейт»  обратилась с претензией к «Лата Трэк», требуя снести их, а затем подала иск в суд. Мол, когда «Лата Трэк» судилась еще в 2005 году с мэрией за заключение договора аренды, она не предъявила прилагавшуюся к акту приемки дороги схему  (в «Лата Трэк» признаются, что эта схема давно утрачена). Но особенные разногласия вызывает у участников спора то, что граница выделенного мэрией участка «Медикал Эстейт» заходит на асфальтовое полотно велодороги, примыкающей к Крылатской улице. В этом месте оно становится шире: ширина всей трассы около 7 метров, а тут доходит до 16.  По асфальту проведена желтая черта, разделяющая два владения. Дедов уверяет, что после нанесения маркировки в распоряжении велосипедистов остались те самые 16 метров, а в «Лате Трэк» говорят, что здесь дорога должна быть шире. В этом месте, рассказывают в компании, начинается финишная прямая и, если ее заузить, свое назначение она потеряет. «Медикал Эстейт» пишет в судебном иске, что поскольку на кадастровых картах часть финишной прямой проходит по проезжей части Крылатской улицы, никакой финишной прямой длиной 1200 метров у велодороги нет. Соответственно, компания Абрамовича просит суд потребовать от компании Эльдархановой убрать «аппендиксы» с их участка и признать, что у «Лата Трэк» нет права собственности на эти 1200 метров.

Президент ФВСР Вячеслав Екимов объясняет Forbes, что финишная прямая велодороги с самого начала, с Олимпиады 1980 года, проходила по Крылатской, и для соревнований улицу перекрывали, а расширение дороги существовало изначально и было сделано специально — для безопасности гонщиков, а кроме того на этом месте стоят судьи, допинг-контроль, теле- и фотожурналисты, и другие. Его слова подтверждает отчет организационного комитета XXII Олимпийских игр (есть в распоряжении редакции): Впервые в Олимпийской истории, рассказывается в нем, специально к Играм была построена кольцевая дорога длиной 13,6 км с финишной прямой 1200 м, шириной от 7 до 14 м. В отчете говорится, что в дальнейшем дорога будет использоваться для соревнований и тренировок.

 

Что ждет велодорогу

Вопреки истории — а ведь сама мэрия не раз проводила на велодороге международные соревнования «Пять колец Москвы» и приказывала своими распоряжениями останавливать движение транспорта на трассе велогонки — сейчас московское правительство и Департамент городского имущества в своем иске утверждают, что, когда в 1978 году госкомиссия принимала дорогу, роль финишной прямой отводилось части Крылатской улицы, тем самым 1200 метрам. А эта улица входит в дорожную сеть Москвы. Другими словами, если у велодороги нет собственной финишной прямой, то и указанного в праве собственности «Лата Трэк» объекта длиной 13 640 метров не существует. Кроме того, истцы утверждают, что велодорога не является недвижимым имуществом, а всего лишь улучшением ландшафта. Они просят суд признать, что у «Лата Трэк» отсутствует право на кольцевую велодорогу и исключить ее из госреестра недвижимости.

В иске города упоминается, что границы земельных участков, по которым проходит велодорога, нарушают границы чужих участков. Например, входящих  в уличную сеть. Как утверждают в «Лата Трэк» в 2007-2008 годах во время межевания границ земельных участков кадастровые инженеры сделали немало ошибок. К примеру, из-за этого часть построек расположенного на соседнем участке Храма Рождества Богородицы, фактически оказались на земле «Лата Трэк». Менеджеры компании рассказывают, что дошли до патриарха, но все-таки согласовали изменение границ в интересах храма. По словам Эльдархановой, чтобы сохранить ширину финишной прямой, они предлагали мировое соглашение также и «Медикал Эстейт» и почти согласовали его, но в конце концов компания Абрамовича неожиданно отказалась. В «Медикал Эстейт» заявили, что «это все неправда».

Страсти кипят и вокруг земли, на которой располагается трасса. В 1998 году Крылатские Холмы получили статус ООПТ, но в 2001 году по требованию Московской федерации профсоюзов арбитражный суд отменил для них статус заказника. Они остались частью природно-исторического парка «Москворецкий». Московские экологи утверждали, что спортивные мероприятия угрожают флоре и фауне, что «Лата Трэк» бурит на этой территории скважины и ведет земляные работы.  Позднее компанию стали обвинять в попытках застроить парк недвижимостью. В то же время любители велоспорта встали на защиту велодороги. В июле 2020 года они провели акцию «Обнимаем олимпийскую трассу в Крылатском».  «По моим подсчетам, там было более трех тысяч велосипедистов», — вспоминает побывавший там Гусятников и предполагает, что судебные споры вокруг велодороги — это, «может быть, начало застройки этого парка».

Эльдарханова говорит, что планы строительства на территории, по которой проходит  велодорога, действительно есть, но не у них, а у московской мэрии. Она рассказывает, что во время встречи с ними заместитель мэра Александр Горбенко рассказывал, что город хочет инвестировать в спортивный кластер 140 млрд рублей, из которых 25 млрд должны прийтись на земли внутри велодороги. Горбенко на запрос Forbes не ответил. «Нам мосправительство несколько раз предлагало продать наш участок «за три копейки» и выйти из проекта, — говорит Эльдарханова. — Это обыкновенное рейдерство».

 

Суд правительства Москвы и ДГИ с компанией «Лата Трэк» начался 4 сентября, но заседание было перенесено на 27 октября. Мэрия запросила проведение дополнительной экспертизы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+