К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как устроен бизнес «Аталанты», куда за €14,5 млн переезжает Алексей Миранчук

Фото Олега Бухарева / ТАСС
Фото Олега Бухарева / ТАСС
Полузащитник сборной России Алексей Миранчук стал игроком итальянской «Аталанты». На фоне слухов о «Милане» и «Ювентусе» выбор футболиста кажется странным. Но все в порядке — игрок предпочел стабильный проект, где у него лучшие шансы раскрыться для остальной Европы

Лидера «Локомотива» Алексея Миранчука провожали в Европу еще по ходу сезона 2018/2019, когда он здорово сыграл в Лиге чемпионов. Слухи отправляли его то в «Ювентус», то в «Милан». Говорили даже о «Барселоне». Но 30 августа 2020 года «Локомотив» объявил, что 24-летний футболист продолжит карьеру в «Аталанте». Скромный клуб из Бергамо за последние годы стал одним из лидеров итальянской Серии А, а в сезоне 2019/2020 добрался до четвертьфинала Лиги чемпионов. Попробуем разобраться, как устроен бизнес «Аталанты» и почему этот проект — отличный вариант для Миранчука.

Модный миллиардер

Антонио Перкасси отвечал за магазины Benetton, запускал в Италии Zara и открывал в Милане первый Starbucks. Его состояние — в районе миллиарда долларов, но в последние сезоны бизнесмена обсуждают в связи с другим проектом — футбольной «Аталантой». Перкасси, как любой родившийся в Бергамо, пытался заиграть в любимой команде сам, но сдался к 23 годам. Второй раз пришел в клуб уже на позицию президента, в начале 1990-х. Тогда стратегия инвестиций в трансферы и собственную академию не спасла «Аталанту»: к 1994 году команда вылетела из высшей лиги. В 2010-м Перкасси вернулся в клуб вновь.

На этот раз план развития был более детальным, дальновидным и основанным на конкретных исполнителях. Одной из главных реформ Перкасси стало изменение формата работы клубной академии. За основу, как и многие, он взял «Аякс». Еще во время первой попытки руководить клубом Перкасси позвал в «Аталанту» Фермо Конти, одного из самых успешных менеджеров по работе с молодежью. А уже в новую эпоху клуб усилился Джованни Сартори — гениальным спортивным директором из «Кьево». Он идеально знает рынок, устраивая эффективную коммуникацию между тренером, руководством и молодежными командами. Благодаря этому «Аталанта» практически всегда покупает игроков за копейки, а продает за десятки миллионов евро. Показательна сделка с Франком Кесси. Он приехал в Бергамо в 2015-м за €1,5 млн в 18 лет, а спустя два сезона за него боролись «Рома», «Челси», «Манчестер Юнайтед» и «Милан». В итоге миланский клуб выложил за игрока из Кот-д'Ивуара €32 млн.

 

Важный фактор экономической стабильности «Аталанты» — трудоустройство выпускников собственной футбольной школы. Команды всех возрастов клубной академии успешны среди сверстников: к примеру, состав U19 регулярно становится чемпионом Италии. А добираясь до основы, молодые игроки за несколько матчей успевают проявить себя и попасть в поле зрения скаутов более богатых команд. Так за три года на трансферах воспитанников «Аталанта» заработала €86 млн.

И клуб продолжает вкладывать в академию: в 2019 году на территории клубного спортивного центра построили отдельное здание для молодых игроков. Там есть спортзал, бассейн, залы функциональной подготовки. Поменялась и структура работы академии. Созданы 12 направлений обучения футболистов: от технико-тактической подготовки до профилактики и восстановления после травм. И у каждой возрастной категории есть свои специалисты по всем «предметам».

 
Антонио Перкасси ( Alessandro Sabattini / Getty Images )
Антонио Перкасси ( Alessandro Sabattini / Getty Images )

Футбольный романтик

Одним из лучших решений Перкасси в качестве босса «Аталанты» стало приглашение тренера Джан Пьеро Гасперини в 2016 году. Специалиста знали по качественной работе с молодежью «Ювентуса» и со взрослой командой «Дженоа». Однако в его резюме была и провальная попытка в «Интере» в 2011-м: тренер проработал в клубе 73 дня, успев сыграть пять матчей (одна ничья и четыре поражения). При этом и в «Интере», и в «Дженоа» Гасперини регулярно ругался с руководством по поводу комплектования состава. Но в «Аталанте» в тренера поверили, причем не только в трансферном вопросе.

Как и в «Интере», карьера Гасперини в Бергамо началась с четырех поражений в пяти стартовых матчах. Но Перкасси не поддался эмоциям и не стал увольнять специалиста. В тот год «Аталанта» попала в Лигу Европы, а в сезоне 2019/2020 второй раз подряд стала бронзовым призером чемпионата Италии и сыграла в четвертьфинале Лиги чемпионов, восхитив публику быстрой атакующей игрой. Гасперини — из числа футбольных романтиков и называет своим единомышленником Пепа Гвардиолу. Но при этом на тренировках у Джан Пьеро игроки пашут так, будто «Аталанта» стремится играть в самый силовой футбол на планете.

Гасперини — важный элемент бизнес-модели «Аталанты». Без него не случилось бы такого прогресса игроков и их востребованности на рынке. Без взаимодействия главного тренера со спортивным департаментом не было бы настолько умных приобретений, характеризующих клуб из Бергамо все последние годы. Нынешнее трансферное окно может стать лишь вторым за семь лет, когда на приобретения «Аталанта» потратит денег больше, чем заработает на продаже: клуб выкупил права на Марио Пашалича (€15 млн) и подписал Мураторе из академии «Ювентуса» (€7 млн). А трансфер Алексея Миранчука за €14,5 млн вошел в топ-3 самых дорогих в истории «Аталанты» (после Пашалича и колумбийца Муриэля, за которого в 2019-м заплатили €20,1 млн).

 

В случае с «Аталантой» траты лета-2020 вполне объяснимы. Клуб получит более €50 млн от УЕФА за удачный сезон в Лиге чемпионов, а это весомая часть его доходов. Для понимания: зарплатная ведомость «Аталанты» составляет €36 млн, а бюджет клуба — 13-й в Серии А.

Устойчивое развитие

С 2021 года «Аталанта» будет зарабатывать на Лиге чемпионов больше. Клуб договорился о партнерстве с итальянским банком Intesa Sanpaolo. Банк станет спонсором не только первой команды, но и молодежки — вот еще одно доказательство успеха бизнес-модели клуба из Бергамо. В рамках сотрудничества «Аталанта» получит €40 млн. Деньги пригодятся на ремонт стадиона клуба. Новая арена с увеличенной до 24 000 зрителей вместимостью позволит проводить матчи Лиги чемпионов в Бергамо, а не ездить для этого в соседний Милан.

История со стадионом тянется почти 10 лет. Перкасси выкупил его у местных властей за €11 млн и почти сразу объявил о планах реконструкции. Затем проект много лет согласовывал муниципалитет. Так, местные власти ограничили высоту трибун за воротами, чтобы не портить облик города, а демонтировать центральные запретили, посчитав их памятником архитектуры.

При этом работы коснутся не только чаши стадиона — в подземной части появится коммерческое пространство. Кроме того, «Аталанта» возьмет на себя обязательства по улучшению транспортной инфраструктуры вокруг объекта. «Завершение реконструкции стадиона — это не только более удобная и современная арена для наших болельщиков, но и возвращение Бергамо и его жителям полностью обновленного, более пригодного для жизни семейного района», — заявил Лука Перкасси, генеральный директор «Аталанты» и сын президента клуба.

Новый уровень

История со стадионом еще раз доказывает: Алексей Миранчук переходит в клуб, где обстоятельно думают перед тем, как потратить деньги, и в команду, где оценивают не только талант футболиста и его готовность приносить пользу, но и будущую сумму потенциальной продажи. По сути, у игрока, приходящего в «Аталанту», всегда есть два пути: либо стать ультраполезным в системе Гасперини, либо проявить себя и за €30-40 млн уйти в клуб побогаче. «Аталанта» — это не модный проект имени одного человека, каким на стыке нулевых и десятых была «Севилья» под контролем спортивного директора Рамона Мончи.

 

В Бергамо тоже многое держится на конкретных личностях, но еще больше — на их взаимодействии друг с другом и на системе, которую они выстраивают. Теперь отдельных игроков для клуба находит и рекомендует не только Сартори, но и его помощники. А академия становится более интернациональной: одной из главных звезд команды U19 называют 19-летнего бразильца Родриго Гута. «Аталанта» ближайших сезонов, скорее всего, будет серьезно отличаться от той, что рвала Лигу чемпионов в 2019/2020. И в этом шанс Миранчука проявить себя в Бергамо.

После российской лиги Алексею потребуется время, чтобы привыкнуть к новому футболу, тренеру и команде. В «Локомотиве» полузащитник имел статус звезды, был практически освобожден от черновой работы. В «Аталанте» такого не будет: у Гасперини прессингует вся команда от первой до последней минуты матча. Игра в Бергамо строится по принципу постоянного движения, с мячом и без мяча. Роль полузащитников в таком футболе огромна. Настолько, что некоторые матчи «Аталанта» проводила вообще без чистых форвардов. От Миранчука потребуется много работать и еще больше учиться играть в новый футбол. С постоянным прессингом, с более активным движением без мяча и более умным — с мячом. Гасперини может вывести Миранчука на новый уровень, а сам футболист — стать лидером «Аталанты». И в клубе явно верят в такой исход, если решились на трансфер.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+