Главный футбольный блогер страны: как Евгений Савин заработал на YouTube $700 000 за год
В 1996 году Евгений Савин, которому на тот момент было 12 лет, переехал из Тобольска, где вырос и где остались его родители, в Волгоград — перспективного мальчишку приняли в местный спортинтернат. Тогда условия там были совсем не пятизвездочные: обшарпанные стены, заклеенные окна, туалеты без дверей. «Мы вообще ни о чем не думали, кроме того, как вырваться наверх и заиграть в большом футболе, — вспоминает то время Савин. — А учебниками мы накрывали банки, когда заваривали в них быстросуп. И это все мое образование».
Завершив карьеру игрока в 31, Евгений оказался на едва открывшемся тогда «Матч ТВ». Успев поработать в кадре с Юрием Дудем и Сергеем Шнуровым и освоив профессию комментатора, после чемпионата мира — 2018 решил освоить новую нишу — YouTube. Экс-футболист завел канал «КраСава», который к середине 2020 года является самым популярным видеоблогом про российский футбол с более 1 млн подписчиков и 82+ млн просмотров. За два года стоимость рекламной интеграции в нем выросла в 3 раза. Кроме того, Савин подписал несколько партнерских контрактов и, по оценке Forbes, заработал за год (с весны 2019-го по весну 2020-го) около $700 000. Forbes разобрался, как у бывшего футболиста получилось стать героем YouTube и монетизировать свою популярность.
На поле
За свою футбольную карьеру Евгений Савин сменил больше 10 команд. Не пригодился в волгоградском «Роторе» — уехал в Рязань, оттуда в дубль московского «Локомотива», затем в Томск, дальше в Махачкалу, Химки, Пермь, Самару, Екатеринбург, Тулу, Владивосток и Тюмень. Финансовая нестабильность в провинциальных командах заставляла Савина едва ли не каждый год искать новые варианты трудоустройства. «Во многих клубах России неизвестно, что будет завтра, — говорит Евгений. — Вот футболисты и скачут по командам, как блохи на собаке. Я, к примеру, играл в «Анжи», еще до Сулеймана Керимова, — через полгода закончились деньги. Перешел в «Химки» — полгода все было хорошо, потом в городе поменялось руководство и команду разогнали».
Летом 2007-го Савин едва не стал игроком ЦСКА. Подписал личный контракт на 5 лет, прошел медобследование, получил форму, но в последний момент стороны не договорились о сумме трансфера (в СМИ фигурировали цифры от €3,5 млн до более €4 млн) — и игрок вернулся в пермский «Амкар». Футбольный агент Алексей Сафонов, который вел дела Савина, рассказывает, что в 2007-м нападающим активно интересовался и «Локомотив». «Это было самое крупное предложение, — уточняет он. — И если бы [Юрий] Семин был главным тренером (на тот момент он был президентом клуба. — Forbes), Женя бы в «Локомотиве» поиграл. Но с [Анатолием] Бышовцем (тогда главный тренер «Локо». — Forbes) отношения не сложились. А в ЦСКА его [Валерий] Газзаев очень хотел, но там уже играли два бразильца — Вагнер и Жо. Женя мог оказаться в золотой клетке. Получал бы деньги и не играл».
Через полгода после срыва сделки с ЦСКА «Амкар» продал своего лидера самарским «Крыльям Советов» — за €1,5 млн, по данным Transfermarkt.com. Там строили новую команду, а тренер Леонид Слуцкий называл Савина «одним из самых талантливых российских футболистов». «В «Крыльях» Женя себя реализовал, — считает Сафонов. — Много мячей забил, и контракт у него был выше, чем в ЦСКА». Вот только уже через год клуб столкнулся с финансовыми проблемами — игроки не получали зарплату 7 месяцев.
Осенью 2015-го, восстановившись после двух подряд травм, Савин остался без команды и завершил карьеру. За 15 лет в профессиональном футболе, где он получал от €30 000 в месяц, никакого капитала Евгений не заработал, только квартиру в Санкт-Петербурге. «По ходу карьеры я почти все деньги — думаю, около €1 млн по старому курсу — вкладывал в автосалон, который аккуратно навязал мне бывший тесть, — объясняет Савин. — Он был депутатом в Тобольске. И вроде вот-вот все должно было начать приносить прибыль. Но вдруг выяснилось, что деньги уходили неизвестно куда. Возникли уголовные дела, бывшего тестя закрыли в тюрьму, лишили депутатства. Тогда мудрая женщина-аудитор сказала мне: «Женя, самое ценное, что ты приобрел, — это опыт». В тот момент мне хотелось всех убить, но сейчас я вспоминаю ее и думаю, как она была права».
На ТВ
«Хочу стать лучшим функционером в футболе», — так Савин в одном из интервью планировал свое будущее после спорта. Но финиш карьеры случился на пару лет раньше, чем предполагал Евгений, и ровно в тот момент, когда готовилась к запуску программа «Культ тура» для нового спортивного канала «Матч ТВ». Уже было решено, что ведущими шоу будут журналист Юрий Дудь и музыкант Сергей Шнуров, но для полной органичности футбольной передаче нужен был человек из футбола. На стадии обсуждения промелькнула кандидатура Александра Мостового (одного из лучших российских футболистов 1990-х и начала нулевых. — Forbes), но Дудь предложил коллегам своего давнего приятеля Савина. Они познакомились еще в 2007-м. Тогда тренер национальной команды Гус Хиддинк впервые вызвал в сборную молодого нападающего пермского «Амкара» Евгения Савина, а корреспондент журнала PROспорт Юрий Дудь приехал делать о нем текст. «Из-за съемки и интервью я даже опоздал на командный ужин, — вспоминает Савин. — И меня оштрафовали чуть ли не на $500. Зато мы как-то сразу сдружились с Юрой и с тех пор поддерживали связь».
СМС-предложение от Дудя на кастинг нового телешоу застало Савина на пляже в Турции, и он согласился, не раздумывая. А вот руководители «Матч ТВ» одобрили Савина не сразу, но в итоге Евгений отлично вписался в формат «раздолбайского разговора о футболе» — так определяли концепцию шоу его авторы. «В первых выпусках Жека не мог связать двух слов, — вспоминает шеф-редактор программы «Культ тура» Александр Аксенов. — И в плане идей был не слишком подвижный. Поначалу мы даже немного забывали о Жеке, отправляли ему финальный вариант сценария и виделись раз в неделю на записи программы. Но он хотел развиваться и врывался в обсуждение, как в лучшие годы игровой карьеры. Постепенно Жека научился складывать слова в предложения, стал предлагать идеи, участвовать в планерках. В результате телик получил уникального ведущего, который классно выглядел и экспрессивно говорил».
«Культ тура» весело прожила в эфире «Матч ТВ» до конца 2016-го и закрылась после ухода спонсора. Ни бодрые сюжеты типа «бразильские футболисты «Уфы» исполняют хит «Ленинграда», ни содержательные интервью с эксклюзивами о зарплатах спортсменов не смогли поднять рейтинг программы выше среднего уровня по каналу. Зато «Культ тура» превратила бывшего футболиста Савина в телезвезду. После закрытия передачи он стал ведущим утреннего шоу «Матч ТВ», затем работал в программах «НЕфутбольная страна», «Кто хочет стать легионером» (на «Матче») и «Русский ниндзя» (на «Первом»), комментировал футбол, в том числе матчи чемпионата мира — 2018. Именно после этого турнира Савин запустил собственное шоу, но не в телевизоре, а на YouTube.
В интернете
«Я месяцев девять, как ребенка, вынашивал идею собственного проекта, — вспоминает Савин. — Мы с женой тогда снимали однушку на «Улице 1905 года» и целыми днями обсуждали, что надо делать что-то свое». Поначалу Евгений решил снимать программу про селебрити. «Мне казалось, что футбол — это очень узкий профиль, тем более в России он мало кому интересен», — объясняет Савин. Так героем первого пилотного выпуска «КраСавы» весной 2018-го стал комик Александр Ревва, второго — бизнес-блогер Дмитрий «Трансформатор» Портнягин. В онлайн попал только Ревва, но спустя несколько дней программу пришлось удалить из YouTube: Сбербанк, ставший местом съемки одного из эпизодов, посчитал откровения героя опасными для своей репутации и попросил авторов убрать видео из публичного доступа.
По реакции аудитории и резким рецензиям СМИ (GQ назвал «КраСаву» «непритязательным каналом с незатейливым контентом») Савин понял, что свернул не туда. К тому же шоу со знаменитостями оказалось очень затратным. «На первые три выпуска со звездами я проплатил дорогой продакшен, при этом третий мы даже не стали делать, — говорит Савин. — На съемках была команда из 13 человек, которым я лично платил зарплату. Вбомбил на это 1,2-1,5 млн рублей своих денег».
Неудачный старт Савина не остановил, он просто переключился на тему, которую знал лучше всего. «Никто не показывал футбол изнутри, потому что никто там не был, — объясняет Савин. — Ни один журналист никогда не станет своим среди футболистов. Потому что он не мерз на тренировках, не стирал мозоли в 7 лет, не зашивал мячи. Я подумал, что могу показать футбол изнутри — бодрее и интереснее, чем многие о нем думают».
Подход к производству контента Евгений тоже изменил. Теперь в команде не было лишних людей, только видеомонтажер и редактор. Савин стал продюсером (договаривался и договаривается со всеми героями сам), ведущим и оператором в одном лице. Кроме того, он максимально сократил расходы на логистику. «Я летаю лоукостерами, часто экономлю на жилье, — рассказывает Савин. — Когда снимал Катю Тырышкину (российская футболистка из французского клуба «Генгам». — Forbes), меня подселил к себе русскоговорящий парень, работавший в лобби отеля. Я спал на полу. Мне вообще пофиг на условия — я еду за продуктом».
Уже после второго футбольного выпуска — про резко обедневший с уходом Керимова «Анжи» — стало ясно, что новая концепция работает. К концу 2018-го у канала было около 200 000 подписчиков, сейчас их больше миллиона. «Фокус успеха «КраСавы» в самом Жеке, — комментирует Александр Аксенов. — Он искренний, настоящий. В кадре Жека такой же, как и в жизни. Он так же разговаривает — может, только чуть потише. На телике барьер между аудиторией и теми, кто на экране, очень высок, его сложно перепрыгнуть. На YouTube ты ближе к зрителю, поэтому и зрителей становится больше. В «КраСаве» у Жеки получается быть своим для публики, но при этом держать удобную дистанцию, оставаясь в кадре».
За почти два года Савин выпустил 56 серий «КраСавы» плюс несколько карантинных сюжетов. Самые популярные видео — по 2-3 млн просмотров — про звезд футбола (Александра Головина, братьев Алексея и Антона Миранчуков, Александра Зинченко из «Манчестер Сити» и других), академию «Краснодара» и блогерский футбольный клуб «Амкал». Но сам Савин не менее важными считает «проблемные» выпуски — про проблемы мини-футболе, про распил бюджетных средств во владивостокском «Луче» или о полицейском преследовании фанатов. «Если не будет баланса между проблематикой и попсой, я закрою канал, — говорит Евгений. — Хочется и с игроками общаться, и показывать, почему в российском футболе происходит такая пятая точка. Ищу этот баланс. И, кажется, он вырисовывается — тогда канал будет жить».
Одним из самых резонансных выпусков «КраСавы» стал сюжет про 22-летнего футболиста молодежной команды «Локомотива» Иннокентия Самохвалова, который во время карантина скончался от сердечной недостаточности. Трагическая история нашла отклик у зрителей, и для семьи игрока — у него осталась жена и маленький ребенок — за сутки собрали 10 млн рублей. «Своей передачей Женя привлекает внимание к каким-то проблемам, которые можно решить, — говорит агент Алексей Сафонов. — Сделать операцию, купить форму. Он как добрый сказочник. А для зрителей важно, что на финише есть конкретный результат. Сразу видно, что ведущий не вор и не крыса какая-нибудь».
В рекламе
Первые 12 выпусков «КраСавы» вышли без рекламных интеграций. Это был сознательный выбор авторов проекта: сначала создать продукт, посмотреть на реакцию аудитории, а потом предлагать его брендам. Все производственные расходы — по 50 000-100 000 рублей на выпуск — взял на себя Савин. «Я просто гонял по стране и хотел, чтобы люди поняли, что для меня это кайф, — говорит он. — Я максимально уверен в том, что, если делаешь что-то от души, деньги догонят. Когда появилась первая реклама (карта рассрочки «Совесть». — Forbes), мне было жутко неудобно! Хотя я понимал, что должен зарабатывать. И себе, и команде».
Сейчас каждая серия «КраСавы» включает 1-2 рекламных интеграции плюс рекламные ролики от YouTube. «Проблемные» выпуски продаются сложнее — не каждый бренд готов на соседство с темой коррупции в российской футболе. Но, например, букмекеров из Tennisi.Bet это не смущает: весной 2019-го Савин стал амбассадором компании, подписав долгосрочный контракт. «Как и остальные зрители канала, мы неравнодушны к остросоциальному контенту «КраCавы», — говорит генеральный директор Tennisi.Bet Руслан Сулейманов. — Нам очень хочется, чтобы в российском футболе был порядок, высокие результаты и достойные условия для тренеров и спортсменов. И если работа Савина сделает наш футбол лучше, мы только за».
«Женя такой, какой он есть, — и за это его любит публика», — считает PR и маркетинг-менеджер направления RTF & Basketball Puma Россия Валерия Ананич. Савин стал послом бренда в конце 2019-го. «Если Женя перестанет делать расследования, он перестанет быть собой и потеряет аудиторию, — добавляет Ананич. — Ну а для бренда важно, что в сюжетах «КраCавы» всегда позитивный контекст. Женей движет желание сделать что-то хорошее. От его активности нет негативного фидбэка».
Интерес компаний к Савину и его каналу фиксирует важный тренд современного маркетинга. Бренды ищут пути к молодой аудитории (14-35), для которой интернет — главный источник информации, и готовы платить популярным блогерам. «Сейчас многие компании переформатировались и сотрудничают с нишевыми сообществами, с ребятами, у которых может быть 5000 подписчиков, но это суперпреданная армия, — объясняет Ананич. — Но, чтобы охватить большую аудиторию, нужно иметь сотни таких амбассадоров, а в случае с блогерами-миллионниками один человек дает возможность найти контакт со всеми сразу». Да, «миллионники» обходятся в 3-4 раза дороже, но они того стоят. «Эти ребята всегда знают, что делать, без ТЗ понимают, что и как выкладывать, — говорит Ананич. — Это удобно компаниям-партнерам».
По состоянию на лето-2020 у Савина действуют маркетинговые соглашения с Kia, Puma, Syoss (кампания на ТВ) и Tennisi. Эксперты рынка оценивают стоимость каждого контракта в диапазоне от 5 млн до 10 млн рублей в год, в зависимости от объема рекламных обязательств. Отдельная история — разовые интеграции в «КраСаву» (ассортимент представленных брендов — от жилых комплексов до виртуальных игр) и личный инстаграм Савина на 756 000 подписчиков. Такой формат сотрудничества может обойтись брендам в 200 000-500 000 рублей. Нынешний уровень рекламных доходов позволяет Савину компенсировать затраты на производство шоу и получать прибыль. «Сейчас команда чуть подросла, и расходы увеличились до 150 000-200 000 рублей на выпуск, — говорит Евгений. — Но в среднем мы зарабатываем раза в три больше, чем тратим».