К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Призрак платежного Армагеддона: насколько сильно на самом деле пандемия ударила по бизнесу

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
Аналитики «СПАРК-Интерфакс» изучили расчеты с поставщиками у компаний, входящих в правительственный список наиболее пострадавших отраслей. Выяснилось, что платежная дисциплина у них хромала и до пандемии, а в расчетах с поставщиками у компаний сложилась определенная практика. Руководитель программы «СПАРК-Мониторинг платежей» группы «Интерфакс» Алексей Морсин рассказывает об основных выводах исследования

Неплательщики поневоле — так можно было бы сочувственно сказать про компании, работающие в пострадавших отраслях. Действие внешних факторов, закрытие на карантин, объявление многочисленных нерабочих дней — все это неизбежно привело к провалу деловой активности и очевидному сокращению средств для оплаты услуг поставщиков.

Чтобы понять, как сильно пострадали компании из этих отраслей, аналитики «СПАРК-Интерфакс» проанализировали практику расчетов по компаниям, оказывающим услуги по 24 видам деятельности из 48, включенных в список. В выборку вошли компании, по которым в системе имеется наибольший объем информации от поставщиков. В их число попала розничная торговля, автомобильные перевозки, салоны красоты, СМИ, туристические компании, фитнес-клубы и другие. Аналитики изучали расчеты с января по июнь 2020 года и сравнивали с показателями за последние пять лет.

На основе этой работы можно сделать пять выводов.

 
  • Пострадавшие отрасли и до пандемии не отличались прекрасной платежной дисциплиной.

Уровень расчетов с поставщиками, рухнувший в кризисном 2015 году, в последние годы постепенно восстанавливался. Прошлый год, пожалуй, был лучшим за последнее время. Но даже и тогда доля своевременных оплат в большинстве проанализированных отраслей держалась в диапазоне 65-75% в зависимости от месяца и отрасли, а доля оплат, просроченных свыше 90 дней, — от 2% до 5%. Это в целом близко к общероссийским показателям (73,4% и 5,2% соответственно).

Конечно, определенная отраслевая специфика заметна — например, туристические агентства и непродуктовые магазины несколько чаще других допускают просрочку, а организации, оказывающие услуги по перевозкам автомобильным транспортом, наоборот, несколько чаще платят без просрочки. Возможно, на это влияет разная доля физических лиц-клиентов в составе клиентской базы компаний отраслей. Доходы от физлиц менее стабильны и предсказуемы, чем от долгосрочных контрактов с корпоративными клиентами. А менее стабильные денежные потоки от клиентов приводят к перебоям в оплате поставщикам.

 
  • Для пострадавших отраслей, которые представляют сферу услуг, обозначились некие сложившиеся усредненные уровни расчетов с поставщиками.

Интересно, что рост объема платежной информации за счет новых поставщиков — участников системы, увеличение числа компаний в ежемесячных выборках не приводит к резким скачкам в структуре расчетов с поставщиками. Доля оплат без просрочки — ближе к 60-70%, с просрочкой до 30 дней — ближе к 15-20%, с просрочкой более 90 дней — ближе к 2-3%.

У компаний меньше всего просрочек на 31-60 дней и на 61-90 дней, общая доля оплат с такой просрочкой составляет в среднем всего лишь 2-4%. Это в целом сопоставимо с уровнем платежной дисциплины сферы услуг в США и европейских странах, показывают результаты ежегодного глобального исследования уровня платежной дисциплины бизнеса в странах мира Dun & Bradstreet Payment Study.

  • Уровень расчетов с поставщиками в апреле не остановился совсем.

Введение карантинных мер ожидаемо больно ударило по компаниям сферы услуг. В апреле и мае число компаний в выборках сократилось, что отражает спад деловой активности. Вместе с тем, «платежный Армагеддон» не случился. Доля своевременных оплат в большинстве проанализированных отраслей в апреле снизилась до 40-55% против обычных уровней в 65-75% до начала пандемии, а доля просроченных более чем на три месяца оплат выросла с 2-5% до 18-25%.

 
  • Сильнее провалились в апреле те отрасли, в которых компании вынуждены были полностью остановить бизнес.

Например, парикмахерские и салоны красоты снизили долю своевременных оплат почти в два раза, до 35% по сравнению со обычными уровнями 2019 года, а просроченные свыше 90 дней оплаты выросли почти в десять раз и составили 48%. Фитнес-центры показали схожие результаты: падение количества оплаченных счетов практически в два раза, до 37%, и рост практически в десять раз, до 46,5% относительно обычных уровней расчетов прошлого года. А вот теле- и радиокомпании оказались наименее затронутыми кризисными явлениями, у них снижение своевременных оплат с 80-82% до 75%. Просроченные оплаты выросли примерно в два раза, до 10,9%, по сравнению с обычными уровнями прошлого года.

  • Майские и первые июньские данные указывают на восстановление уровня расчетов с поставщиками.

По мере ослабления режима самоизоляции ожидаемо оживлялся и бизнес, что подтверждается различными источниками, в частности, данными онлайн-касс. Оживление сказалось и на платежной дисциплине пострадавших отраслей. Лидером по восстановлению платежной дисциплины стали компании, оказывающие услуги по дополнительному образованию: спортивные секции, центры дополнительного образования и так далее. У них уже в мае можно было наблюдать V-образное восстановление уровня расчетов. Вероятно, этому способствовала возможность для компаний отрасли оперативно перейти на формат дистанционного обучения, а также рост спроса на такой формат со стороны клиентов в период нерабочих дней и режима самоизоляции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+