Застрявшие миллиарды для обманутых дольщиков: Счетная палата сочла неэффективной господдержку покупателей жилья в недостроях
Что случилось Аудиторы Счетной палаты — бывший губернатор Владимирской области Светлана Орлова и экс-замминистра финансов Алексей Саватюгин — подготовили отчет об эффективности расходования бюджетных средств на поддержку обманутых дольщиков. Выяснилось, что созданная в 2017 году специально под эти цели организация — Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, или просто Фонд защиты прав дольщиков, — к 2020 году помогла завершить возведение всего 3000 квартир и выплатила компенсации лишь чуть более чем 1300 пострадавшим.
Масштаб Сколько точно обманутых дольщиков в стране, неизвестно, но очевидно, что деятельность фонда затронула лишь малую их часть. По данным аудиторов, всего от действий недобросовестных застройщиков пострадали 180 000-200 000 россиян. Проблемными признаны 3137 объектов в 76 регионах.
Деньги По данным фонда, на достройку проблемных домов (по оценке на 1 января 2020 года) требуется 686 млрд рублей. «Дом.РФ» в прогнозах еще более пессимистичен: по оценке Института развития, только из федерального бюджета на помощь пострадавшим нужно 722 млрд рублей.
При этом нельзя сказать, что Фонд защиты прав дольщиков сидит без денег. В 2017-2019 годах организация получила имущественный взнос в 43,5 млрд рублей от государства, 42,4 млрд рублей от застройщиков на пополнение компенсационного фонда (застройщики отдают 1,2% с каждого договора долевого участия) и 14,2 млрд рублей из бюджетов регионов. Общая сумма аккумулированных средств — 102,8 млрд рублей.
Однако израсходовано, по данным Счетной палаты, всего 17 млрд рублей (16,6% от собранной суммы). Неиспользованные деньги лежат на депозитах и вложены в облигации. Например, на депозите в «Дом.РФ» у фонда — 30,5 млрд рублей под 5,87-6,52% годовых. Исходя из данных министерства строительства и ЖКХ России (Минстрой), на эти деньги можно было бы купить или построить 70 000 кв. м нового жилья.
Федеральные деньги Особенно медленно, констатируют аудиторы, тратились деньги из федерального бюджета. В 2018-м из предусмотренных 8 млрд рублей фонд использовал только 43,5 млн (0,54%), в 2019-м — 8,11 млрд из 43,56 млрд (18,6%). «Это свидетельствует о крайне низком качестве бюджетного планирования у Минстроя. Бюджетные средства выделялись фонду в отсутствие оценки степени технической готовности проблемных объектов, без определения необходимого размера денежных средств и сроков завершения строительства, а также размера предполагаемого возмещения обманутым дольщикам», — пишет в отчете Светлана Орлова.
Правда, в отчете можно увидеть, что субсидия из федерального бюджета в фонд в размере 32 млрд рублей была утверждена только в декабре 2019 года, то есть эти деньги невозможно было распределить за оставшееся время. «Но дело же не только в средствах. Средства были выделены, но должны были быть готовы документы, а их не было, — объясняет Орлова в разговоре с Forbes. — Не было реестра дольщиков, не была произведена оценка, какие дома относятся к проблемным, какие нужно достраивать, где требуются выплаты».
Зарплаты По данным аудиторов, несмотря на претензии к эффективности работы, средняя зарплата сотрудников фонда в 2017 году составляла 372 900 рублей в месяц, в 2018-м — 422 700, в 2019-м — 219 200 (при этом отличалась по регионам: в головном офисе в Москве — 338 900, в воронежском подразделении — 61 200). Кроме того, сотрудникам московского офиса компенсировали затраты на занятия спортом в размере 20 000 рублей в год, а их коллегам в Воронеже — 12 000.
«По информации фонда, установление высокой заработной платы сотрудникам в Москве обусловлено тем, что деятельность фонда уникальна и требует найма в штат профессионалов с исключительными компетенциями», — отмечают аудиторы. Однако, заключает Светлана Орлова, эти зарплаты многократно превышают средние зарплаты по России и Москве, а «результаты деятельности фонда как института развития можно охарактеризовать как «весьма скромные».
Несмотря на это, создан механизм господдержки обманутых дольщиков, а срок работы организации для окончательной оценки ее эффективности «пока очень маленький», добавляет аудитор в разговоре с Forbes. Она также напоминает, что в мае в фонд пришла новая команда — гендиректором вместо Олега Говоруна стал Константин Тимофеев, бывший глава Москомстройинвеста, работавший в команде вице-премьера Марата Хуснуллина.
Чудеса Проверка Счетной палаты выявила и другие интересные факты. Так, в декабре 2019 года Минстрой, «Дом.РФ» и Росимущество заключили договор о предоставлении бюджетных инвестиций на достройку 40 домов «СУ-155». Аудиторы выяснили, что 37 объектов на момент подписания договора были введены в эксплуатацию. «Мы отметили этот факт и отправили документы в прокуратуру», — говорит Светлана Орлова.
Страховые компании Один из возможных путей решения проблемы обманутых дольщиков — страховка, ведь гражданская ответственность застройщика в обязательном порядке страхуется. Однако все не так просто. Аудиторы приводят данные: с 2014-го по 1 июля 2019 года совокупная страховая премия страховых организаций составила 56,4 млрд рублей. А страховые выплаты в 2017-2019 годах — всего 2,6 млрд рублей, то есть менее 5% от страховой премии.
Причина, разобрались аудиторы, вот в чем: страховой случай наступал в результате признания застройщика банкротом, но если его обязанности переходили к другому застройщику, то обязательства страховщиков по договорам прекращались. Если же дольщик до банкротства застройщика обращался за компенсацией в суд, то страховщику достаточно было доказать в суде, что не справившийся застройщик действовал умышленно, и тогда страховщик освобождался от выплаты возмещения в соответствии с пунктом 1 статьи 963 Гражданского кодекса.
В заключение аудиторы советуют правительству провести инвентаризацию проблемных объектов, выяснить, сколько точно в стране обманутых дольщиков, и оценить финансовые возможности бюджетов всех уровней, то есть понять, где взять деньги на достройку.