Подарок для списка Forbes: Путин предложил освободить зарубежный бизнес россиян от налоговой отчетности
Сейчас российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — платят налог на полученный доход от деятельности так называемых контролируемых иностранных компаний (КИК) по достаточно сложной, громоздкой и запутанной схеме, отметил Владимир Путин в обращении к нации 23 июня. «Предлагаю её кардинально упростить, предоставить право уплачивать фиксированную налоговую сумму — 5 млн рублей в год — без дополнительной отчетности. Таким образом мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции», — сказал президент.
К числу КИК относятся зарубежные компании, в которых российским резидентам (физлицам или компаниям) принадлежит не менее 25%. Согласно действующему законодательству, сейчас КИК выплачивает налоги в России в случае, если прибыль превышает 10 млн рублей в год. Ставка налогообложения составляет 13% для физлица и 20% для компании. Основной пакет законодательства по КИК был принят в 2014 году, затем Минфин несколько раз его корректировал. Введение законодательства о КИК привело к смене резидентства многими крупными предпринимателями. По данным компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» от 2017 года, от статуса российского резидента отказались около 40% бенецифиаров КИКов. Кроме того, за последние пять лет прошло три волны амнистии капитала, в рамках которых можно было провести процедуру безналоговой ликвидации КИК.
Действующее законодательство по КИК не отличается простотой и составление отчетности, как правило, требует задействовать специалистов из «Большой четверки», отмечает сотрудник крупной компании. Нынешнее законодательство о КИК требует определять налоговую базу как финансовый результат по местным стандартам учета с некоторыми важными корректировками, поясняет партнер PwC Михаил Филинов: «Приходилось делать трудоемкую работу, чтобы понять, как факты зарубежного учета, о которых написаны тома стандартов и другой литературы, соотносятся со скупыми требованиями о корректировках, которые занимают всего пару абзацев в статье 309.1 Налогового кодекса», — говорит он.
Подарок президента
Опрошенные Forbes юристы называют предложенную Путиным меру выгодной сделкой для бенефициаров КИК. Освобождение от налоговых обязательств бенефициаров КИК в обмен на фиксированный платеж 5 млн рублей конечно упростит и может быть даже снизит налоговую нагрузку на эту категорию налогоплательщиков при существенных суммах прибыли, начиная от 38,4 млн рублей, отмечает партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов. Вместе с предложенными льготами для IT-сектора (президент предложил снизить налог на прибыль для IT-компаний с 20% до 3%. — Forbes) это может послужить мощным стимулом развития этого сектора и простимулировать возвращение в Россию бенефициаров КИК с существенной прибылью, считает он.
Партнер John Tiner & Partners Валерий Тутыхин называет анонсированную Путиным идею по изменению налогообложения для КИК фантастическим подарком для предпринимателей. «Годовой налоговый платеж в 5 млн рублей — это примерно стоимость аренды небольшого бизнес-джета в Женеву и обратно в обмен на снятие головной боли с отчетностью», — отмечает он. «Многие мои знакомые с удовольствием платили бы эту сумму и не связывались бы с налоговой отчетностью. В то же время они смогли бы проводить больше времени в России, так как сейчас многие вынуждены жить за границей более 183 дней, чтобы не натыкаться на российские налоговые риски», — объясняет он. Для получения статуса налогового резидента России предприниматель должен прожить в стране более 183 дней.
Для многих бизнесменов уплата единовременного налога окажется очень дешевой опцией, соглашается партнер Bryan Cave Leighton Paisner Евгений Тимофеев: «Это выглядит как индульгенция за небольшие деньги и подарок для крупного российского бизнеса, который структурировал операции через западные структуры». На первый взгляд идея похожа на вмененный налог для самозанятых, только рассчитана на единовременный платеж в 5 млн, солидарен профессор РАНХиГС Константин Корищенко.
В прошлом году, по данным ФНС, общие поступления в бюджет от налога на прибыль КИК составили не так много — 4 млрд рублей. Причем крупнейшим его плательщиком оказался основной владелец НЛМК Владимир Лисин, который выплатил по налогу за прибыль КИК более 1 млрд рублей, писал РБК.
Структурирование было настолько сложным, что никто всех причитающихся налогов никогда и так не платил, скептичен независимый налоговый консультант. Пандемия требует корректировок законодательства, поскольку налоговое законодательство было ориентировано на другие условия, категоричен федеральный чиновник. Ситуация вынудила некоторых людей задуматься о том, что из-за введенных многими правительствами ограничений и закрытых границ могут оказаться резидентом совсем не той страны, как они планировали, и это проблема не только для предпринимателей России, но и многих других стран, считает Константин Корищенко.
Тонкие моменты
У экспертов есть много вопросов к предложенной президентом схеме. Будет ли эта льгота по КИК долгосрочной мерой или ограниченной по времени, задается вопросом Рустам Вахитов. Непонятно, можно ли будет выбрать между нынешней системой уплаты налогов и предложенным президентом вариантом, или переход на новые правила будет принудительным, отмечает Евгений Тимофеев. Еще один вопрос — кто будет уплачивать налог — компании или физлицо, отмечает партнер PwC Михаил Филинов. Вполне возможно, что после разъяснений Минфина многие вопросы будут сняты, но вероятно, что после уточнения формулировок идея будет выглядеть не столь привлекательной, как ее анонсировал президент, считает налоговый консультант.