Какой бизнес оказался самым востребованным после пандемии и протестов в США
Телефон Шелдона Йеллена с недавних пор звонит не переставая. Последний звонок был от владельца небольшого магазина в Далласе. Тот вернулся на свою торговую точку после того, как накануне вечером в районе прошли беспорядки с мародерством: окна в помещении были разбиты, прилавки разгромлены, а товар украден.
«Я сказал ему: «Мы вас не бросим. Приедем и поможем вам снова открыться, ― вспоминает Йеллен разговор с владельцем магазина, бизнес которого, строившийся годами, был полностью разрушен за считаные часы. ― В этот момент он начал всхлипывать. И я, кстати, тоже».
Йеллен управляет Belfor, одной из крупнейших американских компаний, занимающихся восстановлением после экстренных ситуаций. Его компания — гигант отрасли, о существовании которой большинство предприятий и домовладельцев не задумываются, пока не произойдет что-нибудь действительно плохое. Belfor оценивается в $2 млрд и работает по всей стране. Главное направление деятельности компании ― ликвидация последствий наводнений, пожаров, ураганов, разливов нефти и самоубийств.
«Мы делаем так, чтобы все выглядело, будто ничего и не было», ― говорит Джон Сукер, генеральный директор конкурирующей компании Servpro. В число его клиентов входят Nordstrom, FedEx и Southwest Airlines. В прошлом году продажи Servpro составили $3 млрд, но по мере экономического спада в марте выручка упала на 9%.
Закрытые магазины, разграбленные кафе: какой бизнес пострадал из-за протестов в США
Однако внезапно для бизнеса настала новая пора расцвета: резкое повышение спроса на генеральную уборку и дезинфекцию коммерческих площадей сменилось более насущной необходимостью заколачивать окна и двери заведений защитными досками там, где теперь в большем приоритете планирование кардинального ремонта вроде восстановления витрин и удаления копоти. Для многих ретейлеров, после длительного карантина и без того находящихся на грани, массовые беспорядки стали еще более сильным ударом, который повлек за собой колоссальный ущерб, разруху и дальнейшие задержки на пути к открытию.
Belfor и Servpro зарабатывают на трудных временах уже давно. В мае количество вакансий в сфере строительства, ремонта и обслуживания помещений выросло приблизительно на 10%. Обоим гигантам пришлось включиться в процесс неожиданного оживления рынка труда, и теперь они вынуждены суетиться, чтобы удовлетворить запросы своей клиентской базы, на попадание в которую начали претендовать локальные малые предприятия. По данным агентства ServiceChannel, которое сводит таких заказчиков, как Nike, CVS и Nordstrom, с местными подрядчиками, больше тысячи компаний, обычно занимающихся благоустройством и озеленением, дезинсекцией или уборкой и ремонтом, теперь перепрофилировались в той или иной степени на услуги по дезинфекции против коронавируса. Помимо этого, агентство выяснило, что с начала пандемии было создано более 50 новых компаний по уборке и дезинфекции.
Даже для 62-летнего Йеллена с его тридцатилетним опытом работы с последствиями чрезвычайных ситуаций нынешние обстоятельства исключительны. С момента смерти Джорджа Флойда Belfor принял уйму звонков от более чем тысячи предприятий, которые хотят поскорее оправиться от захлестнувших страну беспорядков. Этот рост превышает даже скачок числа заказов на устранение задымлений после теракта 11 сентября в Нью-Йорке и на ликвидацию последствий наводнения в Новом Орлеане после урагана «Катрина».
«Абсолютный хаос»: протесты из-за гибели афроамериканца в США начали влиять на большой бизнес
На компанию во всех штатах работают больше 9000 сотрудников, и обычно бригады приезжают к клиенту в течение часа. Тем не менее в последнее время из-за полицейских баррикад и толп протестующих нередкими стали задержки. В условиях продолжающихся демонстраций специалистам Belfor часто приходится ждать сопровождения полиции, чтобы просто добраться до места, где нужно заколотить окна, убрать битое стекло и откачать воду после потушенного пожара. В одном городе компании и вовсе потребовалось всего за одну ночь использовать 680 листов фанеры, ― это количество оказалось настолько шокирующим, что местные власти попросили Belfor оставить точное расположение в секрете.
«Большинство наших клиентов готовились вот-вот открыться. Но их планы кардинально изменились на прошлой неделе», ― рассказывает генеральный директор ServiceChannel Том Буйокки.
За несколько дней после начала протестов клиенты оставили на сайте Belfor 4238 заявок на заколачивание окон и дверей. Для сравнения: за все время карантина компания получила скромные 200 обращений. Ценник на услуги Belfor зависит от площади работы и колеблется от $5000 до $20 000. Компания предоставляет и другие срочные услуги. Например, одно заведение заказало установку полноценного круглосуточного освещения, а другой ретейлер хотел побыстрее избавиться от запаха слезоточивого газа возле своих витрин в центре Денвера.
Компания Шейна Фернетта Jack's of All Trades, которая занимается обслуживанием и ремонтом помещений в Колорадо-Спрингс, недавно заколотила витрины магазина одежды Uniqlo, закрасила граффити на салоне связи T-Mobile и отремонтировала въездной пункт на территорию аптеки Walgreens. Часто в компанию звонили посреди ночи, но из соображений безопасности Фернетт отказался отправлять своих сотрудников в город без сопровождения в такое время. Поэтому они выходят на заказы группами по двое-трое рано утром ― до того, как беспорядки возобновятся. С начала волнений обороты бизнеса Jack's of All Trades выросли на 20%, и в ближайшее время тенденция вряд ли как-то изменится.
«Предприниматели сейчас ждут, пока обстановка не утихнет, и только потом будут делать заказы на полноценное восстановление, ― полагает Фернетт. ― Потому что все может повториться на следующую же ночь».
Как вернуться в офис во время пандемии
Когда беспорядки завершатся, кому-то придется изрядно потрудиться, прежде чем заведение можно будет открывать: потребуется убрать старое покрытие полов, пришедшее в негодность из-за подтоплений, и заменить его на новое, застеклить окна, починить двери, установить новые прилавки, устранить ущерб от задымлений. И это еще не говоря о тщательной дезинфекции помещений, необходимой для того, чтобы сотрудники и посетители снова чувствовали себя в безопасности.
В конце мая Servpro начали оказывать услуги по уборке в соответствии с предписаниями Агентства по охране окружающей среды и Центров по контролю и профилактике заболеваний США. На данный момент в рамках данного проекта к борьбе с вирусом, вооружившись сильными химикатами, присоединились 139 предприятий в 2900 локациях. На видном месте в каждой локации будет размещен специальный стикер с датой уборки.
«Сегодня чистота означает нечто большее, ― отмечает Сукер из Servpro. ― Теперь это символ всего, что ты сделал ради устранения невидимой угрозы, которая может навредить».
«10% неадекватных»: как торговые центры открываются после карантина
Специалисты калифорнийской компании Kellermeyer Bergensons Services, оказывающей услуги по уборке и обслуживанию помещений, посетили больше 120 000 магазинов, распределительных пунктов и других учреждений, где были подозрения на наличие инфекции или подтвержденные случаи заболевания сотрудников. Работники Kellermeyer Bergensons Services, с ног до головы облаченные в костюмы индивидуальной защиты, производят дезинфекцию всех горизонтальных и вертикальных поверхностей. Среди клиентов организации такие розничные гиганты, как Amazon и Target.
Belfor в первые дни пандемии уже осуществляла дезинфекцию на военных базах, воздушных суднах, в автомобилях скорой помощи и даже на круизном лайнере Diamond Princess, то есть везде, где были подтвержденные случаи заражения. Сейчас по мере снятия карантинных ограничений сотрудники Belfor больше занимаются профилактической уборкой в коммерческих организациях, офисных зданиях и школах. С начала карантина компания получила больше 7000 заявок, связанных с COVID-19, и потом просто перестала их считать. Тем не менее, по оценке Йеллена, на заказы, спровоцированные нынешней пандемией, приходится 75-80% его бизнеса. Более того, руководитель Belfor заметил, что его основное направление деятельности по заявлениям о страховых случаях тоже возвращается в норму. Чтобы совладать с растущим спросом, в ближайшие месяцы он планирует нанять еще 1000 или 1500 сотрудников.
«Объем работы, которую нужно сделать, огромен, ― утверждает Буйокки из ServiceChannel. ― Большинство ретейлеров открывают в хороший год по 10, 20, 30 новых точек. Но сейчас каждому придется заново открывать все одновременно».
В Москве открылись торговые центры: фоторепортаж
Перевод Антона Бундина