Как «ВкусВилл» ворвался в пятерку крупнейших онлайн-продавцов еды в России
«Полгода назад доля онлайн-продаж в нашей компании составляла не более 1% от общего оборота. Был грандиозный план нарастить ее к концу года до 3%. Но уже в мае эта доля составила 15%», — рассказывает управляющая электронной коммерцией «ВкусВилла» Лариса Романовская. В мае «ВкусВилл» оказался на пятом месте среди российских игроков e-grocery: число онлайн-заказов за месяц выросло втрое, до 604 000, месячный оборот удвоился, до 1,25 млрд рублей.
В июне компания, по собственным данным, выполнила 860 000 заказов, но оборот (1,26 млрд рублей) почти не изменился из-за существенного сокращения среднего чека. «Есть два важных фактора развития доставки «ВкусВилл»: высокая лояльность покупателей, которые выступают адептами бренда, и ставка на здоровое питание. В период обострения эпидемиологической ситуации усилился тренд на ЗОЖ — люди стали внимательнее относиться к здоровью», — объясняет основатель и генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков.
В 2020 году самым сильным драйвером для ретейла стала онлайн-торговля. Пандемия показала: российский рынок в этом плане не развит и далек от насыщения — спрос может быть в разы выше предложения. Если в 2019 году объем рынка онлайн-продаж еды в России составлял 45 млрд рублей, то в этом году он может вырасти до 135 млрд рублей, прогнозирует аналитическая компания Infoline. Конкуренция на рынке e-grocery обостряется — во время весенней борьбы с пандемией в сегменте впервые за 13 лет сменился лидер. Появляются среди крупнейших онлайн-продавцов еды и новые для этого сектора игроки. Весной в рейтинг крупнейших продуктовых онлайн-ретейлеров, который составляет Infoline, впервые вошел «ВкусВилл». Как сеть магазинов здорового питания осваивается на новой для себя территории?
«Голубой океан»
В онлайн-торговле «ВкусВилл» уже два года. «Началом развития e-commerce можно считать заключение первой сделки с сервисом доставки Instamart (с осени 2019 года работает под брендом «СберМаркет»)», — рассказывает Романовская, которая возглавила это направление в ноябре 2018-го. Позже сеть заключила контракты с сервисами пикинга (сбор заказов с полки и комплектация) Save Time, IGooods, Golama (закрылась в декабре). Далее компания расширяла присутствие в интернете за счет маркетплейсов Wildberries, Ozon, «Беру», «Утконос», «Перекресток», «Комус». Во время пандемии был заключен контракт с Lamoda. «Нас часто спрашивают, зачем мы это сделали, ведь другие продавцы — это наши конкуренты. Но это не так, — утверждает Романовская. — Клиент сам выбирает, где ему удобно покупать: если комфортно выбирать из огромной ассортиментной матрицы из 50 000 товаров, которой у «ВкусВилл» никогда не будет, то пусть выбирают».
Услугу собственной доставки сеть начала тестировать с декабря прошлого года, и к началу пандемии, в марте 2020-го, уже доставляла продукты по всей Москве. Изначально «ВкусВилл» обещал привозить заказ за 29 минут, но это оказалось сложно. В результате время увеличили на 10 минут. В компании к запуску экспресс-доставки относятся как к стартапу, со всеми присущими ему рисками. Специально под этот стартап было создано отдельное приложение «ВкусВилл Экспресс», чтобы не тестировать сырой продукт на уже сформированной аудитории основного мобильного приложения, которым пользуется более миллиона человек.
В компании никто не рассчитывал, что услуга станет значимым каналом продаж всего за несколько месяцев. Сейчас компания выполняет 30 000 заказов в день — это в 30 раз больше, чем в марте. Сегмент экспресс-доставки был выбран неслучайно, говорит Романовская: «Это голубой океан, почти незанятая ниша, в отличие от сегмента классической доставки продуктов «на неделю», где «Утконос» и «Перекресток» занимают серьезные позиции. Кроме того, большая часть нашего ассортимента имеет короткий срок годности — 5-6 дней».
Важный, но пока убыточный
К началу пандемии «ВкусВилл» уже выполнял 1200 заказов ежедневно в Москве и мог бы справится с нагрузкой до 3000 в сутки, но не больше. «Когда случился коронавирус, наши мощности оказались не готовы к такому спросу, — признается Романовская. — Самым распространенным запросом в «Яндексе» было одно слово — доставка, людей мало интересовало, кто им привезет продукты, лишь бы не выходить на улицу».
Сколько заплатил «ВкусВилл» за свой быстрый рост? Романовская называет цифру: чуть более 20 млн рублей. Столько было инвестировано в развитие IT-системы и дополнительный персонал: наняли операторов в колл-центр (штат вырос с 15 до более 100 сотрудников) и 200 новых сборщиков заказов в магазины. Часть заказов собирали продавцы офлайн-магазинов, в которых покупательский трафик сократился из-за изоляции. «Считается, что продуктовая розница — самый комфортный бизнес в кризис, на самом деле это не совсем так: люди стали меньше ходить в магазины, обороты у розницы упали, а цены на ряд продуктов выросли из-за курса валют», — описывает положение Романовская. В это время «ВкусВилл» оптимизировал офлайн-розницу: владелец сети Андрей Кривенко сообщил о закрытии около 60 магазинов и решении приостановить открытие новых.
Зато продолжает развиваться онлайн. За последние два месяца ретейлер внедрил услугу Click & Collect — самовывоз собранного заказа (104 000 таких заказов выполнено в мае), запустил доставку в городах Подмосковья, расширив зону до Малого бетонного кольца. Сначала вся экспресс-доставка «ВкусВилла» была платной, но уже с середины мая стала полностью бесплатной. Для собственников бизнеса решение было непростым: по словам Романовской, для компании «это пока убытки». С введением бесплатной доставки связано падение среднего чека: в апреле он был 2700 рублей, в мае — 2300 рублей, а в июне уже 1650 рублей. У большинства продуктовых онлайн-сервисов этот показатель также падает с апреля, подтверждает статистика Infoline: минус 5% за месяц у «Утконоса», 8% — у «Доставка.Пятерочка» и «Перекресток.Быстро», 13% — у «СберМаркета». Рост среднего чека отмечает только Perekrestok.ru — 4813 рублей в мае, это на 6% больше, чем в апреле. «Рост среднего чека связан с бесплатной доставкой при заказе на определенную сумму. У нас таких ограничений нет, у нас при любой сумме заказа доставка бесплатная — объясняет Романовская. — Поэтому клиенты заказывают часто, регулярно, но с более низким средним чеком».
Подготовка к IPO
Когда экспресс-доставка «ВкусВилла» превратится из канала для роста лояльности в прибыльный бизнес? В компании отводят на это как минимум год. «До конца 2020-го амбиции «ВкусВилл» — довести количество заказов до 100 000 в день», — говорит Романовская.
При позитивном раскладе доля онлайн-продаж может достичь 45% в общем обороте «ВкусВилл», прогнозирует компания. Развитый сегмент онлайн-торговли может сделать компанию более привлекательной для инвесторов, когда она решится выйти на биржу. IPO «ВкусВилла» уже давно ждут на рынке, но, по словам Романовской, до него пока далеко: «В ближайший год говорить об этом рано, учитывая состояние экономики в мире, но в будущем это точно поможет компании».
В связи со снятием режима изоляции в России спрос на экспресс-доставку продуктов уже не растет прежними темпами. Следующий шаг «ВкусВилла» — это оптимизация бизнес-процессов, наблюдение за опытом коллег из «Яндекс.Лавки» и «Самоката» и, возможно, открытие нескольких дарксторов в Москве и Подмосковье.
В конце мая «ВкусВилл» начал тестировать доставку через Delivery Club и «Яндекс.Еду». В июне с этими партнерами сеть заработала 86 млн рублей. Охват совместных проектов с Delivery Club и «Яндекс.Едой» составляет более 500 и 150 магазинов соответственно. «Партнерство дает возможность более широкого выбора, чтобы за 20-60 минут люди могли получить продукты из любимого магазина прямо домой», — комментируют в пресс-службе Delivery Club. Кроме того, благодаря работе со «ВкусВиллом» расширилась география доставки продуктов: Delivery Club начал работу в Казани, Ростове-на-Дону, Волгограде и Нижнем Новгороде.
Своим конкурентным преимуществом «ВкусВилл» считает единство цен: на всех онлайн-площадках, где работает ретейлер, они одинаковые, хотя условия сотрудничества с партнерами разные. Выгодно ли это для сети? Пока нет. «Сейчас мы рассматриваем онлайн не как канал, который приносит деньги, а в первую очередь как удобную для клиентов услугу», — объясняет Романовская. В компании ориентируются на показатель LTV (life-time value, или пожизненная ценность клиента). Этот показатель дает возможность прогнозировать доход от постоянных покупателей в течение всего жизненного цикла. «Если клиенту понравится сервис, его корзина расширится и частота покупок увеличится, что и принесет компании гораздо больший доход», — добавляет Романовская.