Подсели на коктейли: в пандемию в России сильнее всего выросли продажи джина, вермута и рома
В апреле 2020 года темпы продаж почти всех категорий спиртного оказались выше среднегодовых значений, заметили аналитики Nielsen. И если ажиотажный спрос на продовольственные товары длительного хранения был зафиксирован в первые недели марта, продажи алкоголя начали активно расти чуть позже — после объявления первой нерабочей недели.
Сильнее всего выросли розничные продажи джина, следует из отчета Nielsen, подготовленного специально для Forbes. В апреле 2020 года было продано на 85% больше напитка (в денежном выражении) по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. На втором и третьем месте по темпам роста — вермут и ром, продажи которых в апреле 2020-го выросли на 38 и 33% соответственно. На 23% выросла категория «шампанское» (напитки, произведенные в провинции Шампань), на 19% — виски.
«Это может быть свидетельством развития тренда на самостоятельное приготовление коктейлей потребителями. Он начал набирать популярность до пандемии, но в период самоизоляции мог получить новый импульс, став одним из способов разнообразить досуг дома», — делает вывод Константин Локтев, директор по работе с ретейлерами Nielsen Россия.
Традиционные для России водка и пиво показали не такой значительный рост: в апреле +9% и +7% в денежном выражении соответственно.
Рост расходов россиян на алкоголь подтверждают результаты исследования лаборатории «СберДанные» (проводит оперативную оценку потребительской активности россиян в реальном времени). По данным «СберДанных», траты потребителей в винных магазинах в апреле 2020-го выросли на 18,5%, а в мае — на 21,9% по сравнению с аналогичным периодом год назад.
В несетевой рознице ситуация иная: по данным IT-компании «Эвотор», выручка алкомаркетов в мае уменьшилась на 34% по сравнению с прошлым годом, а средний чек сократился на 14% до 366 рублей. Аналитики также зафиксировали, что в апреле-мае не работало около 20% алкомаркетов (по сравнению с началом марта): часть магазинов располагается в закрытых торговых центрах, а некоторые приняли решение о прекращении работы на фоне сократившего трафика (например, если магазины находились в офисных районах).
Еще одно объяснение возросшей популярности на коктейльные напитки — закрытие ресторанов и баров. «Потребление алкоголя выросло по двум причинам: во-первых, стресс, так как люди оказались заперты дома, и отсутствие необходимости быть в офисе, которое ограничивает возможности выпить; во-вторых, замещение потребления алкоголя в кафе и ресторанах домашним, — утверждает глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. — Спрос из сегмента HoReCa [сегмент услуг индустрии гостеприимства: общепиты, гостиницы, — Forbes] перераспределился в сторону ретейла, особенно в сегмент специализированных магазинов: алкомаркетов».
Тенденцию подтверждает совладелец и президент группы компаний Simple Максим Каширин. Структура продаж Simple распределяется по нескольким каналам: HoReCa, ретейл, собственные прямые продажи, региональная дистрибуция. HoReCa особенно в летний сезон (с мая) достигает 40% оборота компании, еще 15-20% приходится на b2c (ретейл+прямые продажи). «Из-за пандемии в апреле продажи в федеральном ретейле выросли почти на 60% по сравнению с прошлым годом, но это, увы, не перекрыло гигантского падения ресторанных продаж, — объясняет Каширин. — Кроме того, уже в мае розничные продажи упали на 20%. Сети переоценили свой потенциал, сделав крупную закупку, продать тот же объем не смогли, так как промоакции уже не работают так эффективно, и у людей стало заметно меньше денег».
В одной из крупнейших российских сетей «Магнит» также зафиксировали покупательский интерес к алкоголю. При этом ретейлер не наблюдал всплеска спроса накануне майских праздников, характерный для этого периода года. «Это связано с тем, что покупатели частично удовлетворили спрос еще в апреле, когда сидели дома. В магазинах активно покупали ароматизированные напитки (вермут), рост продаж в апреле составил +30% к апрелю 2019 года. Вырос интерес к водке: 21%-ный рост продаж в апреле 2020 года по сравнению с апрелем 2019 года. Также незначительный рост продаж показывают коньяк и виски. Динамика спроса на вино в «Магните» в апреле была на уровне годовых темпов роста. С апреля заметно растет популярность пива как сезонной категории: его продажи увеличиваются на уровне средних темпов прироста категории с начала года, отмечает представитель «Магнита».
Сети группы X5 Retail Group данные по структуре продаж алкоголя в своих сетях «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» не раскрывают. Сеть «Красное & Белое» и «Бристоль« на запрос Forbes не ответили.
К концу мая рост продаж алкоголя прекратился и началось снижение, отмечает Бурмистров. «В связи с восстановлением рабочего режима россиян и тем, что у покупателей заканчиваются сбережения и в условиях снижения доходов происходит переориентация спроса в более низкий ценовой сегмент, маргинализация потребления (условно вместо бутылки вина шкалик водки) и рост доли нелегального алкоголя», — предупреждает аналитик.