Иностранцев лишат права на суд? Чего ждать от нового закона, защищающего компании под санкциями
1 июня Совет Федерации одобрил законопроект, позволяющий гражданам и организациям, попавшим под антироссийские санкции, а также связанным с ними иностранным компаниям, игнорировать правила о компетенции и переносить рассмотрение споров в российские суды. Более того, несогласный с этим оппонент может быть наказан денежным штрафом, вплоть до суммы спорных исковых требований. Ниже рассмотрим, в каких ситуациях новая опция будет применима и к каким последствиям она приведет.
В каких случаях применимы новые правила?
Новые правила применяются к двум категориям ситуаций.
Первая категория: стороны не договаривались, где будут рассматриваться споры между ними, и у России нет международного договора, отвечающего на этот вопрос.
В таком случае по новым правилам лица, затронутые санкциями против России, могут в обход обычных правил о международной подсудности споров начинать судебное разбирательство в российском суде по месту своего нахождения.
Например, если российская компания решила взыскать внедоговорные убытки со своего американского контрагента, но вдруг попала в санкционный список, ей не придется тратиться на дорогое американское правосудие — достаточно будет обратиться с иском в российский суд.
Если же, наоборот, оппонент начал спор за границей против подсанкционного лица, то такое лицо может обратиться в российский суд с требованием запретить иностранцу продолжать разбирательство. Такое заявление можно подать и в том случае, если спор за границей еще не начался, но уже есть подозрения, что он скоро начнется (например, после получения досудебной претензии). Если российский суд согласится с заявителем, а иностранец ослушается и продолжит заграничное разбирательство, то российский суд может оштрафовать иностранца на полную сумму его исковых требований плюс судебные расходы подсанкционного лица.
Помимо этого, в случае, если подсанкционное лицо заявит возражения на основе нового закона, а судебное или арбитражное разбирательство тем не менее продолжится, вынесенное впоследствии решение будет невозможно исполнить в России.
Вторая категория: стороны предусмотрели в договоре порядок разрешения спора между ними, но их соглашение стало неисполнимым ввиду санкций против России. Например, это произойдет в том случае, если стороны согласовали рассмотрение споров американским третейским судом и назначили американского арбитра, а российское лицо впоследствии попало под американские санкции.
В таком случае правило то же самое, но подсанкционному заявителю в дополнение придется доказать невозможность исполнения изначально согласованного способа разрешения споров.
При этом закон не затрагивает случаи, когда между сторонами отсутствует двустороннее соглашение, но имеется международный договор, определяющий подсудность.
Каковы последствия нового механизма?
Перспективы работы данного механизма можно рассмотреть с двух точек зрения.
Во-первых, рассмотрим случаи, когда подсанкционное лицо выступает в качестве ответчика в иностранном споре.
С одной стороны, поскольку законопроект не содержит положений об ограничении его применения по времени, он может стать неприятной неожиданностью для иностранных контрагентов. В случае его использования в уже начавшихся нежелательных иностранных разбирательствах решения по ним станут неисполнимыми в России.
С другой стороны, правила об исключительной подсудности носят процессуальный характер и не имеют обязательного экстратерриториального применения. При этом у многих подсанкционных компаний есть активы за границей, где новый закон не станет непреодолимым препятствием для получения исполнения.
Кроме того, вопрос о наложении запрета на иностранное разбирательство подлежит рассмотрению в обычном судебном заседании. Это означает, что для того, чтобы у такого заседания был «ход», необходимо известить всех иностранных лиц. Несмотря на многочисленные международные договоры в этом отношении, извещение иностранцев по-прежнему вызывает у судов трудности и занимает минимум полгода. За этот промежуток времени у иностранного разбирательства есть шанс обогнать российское.
Получение российского судебного штрафа за отказ подчиниться запрету продолжать разбирательство для иностранных компаний, не имеющих активов в России, также будет не очень страшным наказанием. Такой штраф будет достаточно сложно исполнить за границей, поскольку его вряд ли можно посчитать окончательным судебным решением. И даже если его таковым посчитать, иностранный суд вполне может прийти к выводу, что взыскание штрафа противоречит публичному порядку и лишает иностранца права на суд.
Во-вторых, разберем ситуацию, когда подсанкционное лицо выступает истцом.
Иностранные партнеры могут, конечно, неприятно удивиться, получив иск из российского суда. Однако получение такого иска может оказаться не слишком страшным для тех ответчиков, у кого нет активов в России. Причина в сложности исполнения такого решения. Россия имеет не так уж много двусторонних договоров, предусматривающих признание и приведение в исполнение решений российских государственных судов. Даже если посчитать, что этот фактор не имеет решающего значения, иностранный государственный суд может прийти к выводу, что российское судебное решение, вынесенное на основе нового закона, противоречит публичному порядку.
Так или иначе, эксперты уже отмечают, что принятие нового закона ухудшит инвестиционный климат, поскольку иностранным лицам будет опасно сохранять активы в России в случае потенциального спора с подсанкционным лицом.
При этом следует отметить, что новый закон привнесет не так уж много нового. Дело в том, что российские суды и до его принятия позволяли менять согласованный сторонами порядок разрешения споров со ссылкой на санкции и подавать иски в российский суд.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции