Марафоны по укладке и фитнес-туры в Крым: как wellness-индустрия изменилась за карантин
Мировой wellness-рынок оценивается в $4,5 трлн. Это больше 5% общего объема мировой экономики. Средний рост сегмента за последнюю пятилетку — 6,4% в год. И это неудивительно: согласно исследованию Deep Focus, 80% миллениалов тратят почти четверть своего дохода на поддержание здоровья.
Оборот российской wellness-индустрии составляет более 1 трлн рублей. В 2018-м Международный валютный фонд предсказал России бурный рост в этом сегменте — опережающими мировой рынок темпами. Позитивные тенденции были заметны и раньше: так, в 2013-2015 годах оздоровительный туризм в мире прирастал на 6,8% в год, а в России — на 14,4%.
Большую часть wellness-рынка пандемия парализовала: закрыты фитнес-клубы, SPA-cалоны и салоны красоты, резко упали продажи косметических товаров. Остановлен фитнес- и wellness-туризм. Из-за перехода на удаленный формат работы перестали функционировать корпоративные программы well-being. Рынок превентивной и персональной медицины пострадал меньше, но тоже вынужден активно меняться.
Ускользающая красота
Пандемия создает прецеденты на рынке товаров и услуг для красоты. Так, из-за карантина у L’Oreal впервые в истории продажи уходовой косметики превысили продажи декоративной. А в целом аналитики McKinsey&Company предсказывают глобальному бьюти-рынку с оборотом $500 млрд падение прибыли на 20-30% по итогам года, а в США потери могут составить до 35%.
В некоторых регионах, ослабивших карантинные запреты, салоны красоты получили возможность открыться, но с серьезными ограничениями (например, по количеству клиентов в помещении, частоте дезинфекции, и т. д.), которые снижают их экономическую эффективность. Но не везде бьюти-бизнес попал в первую волну снятия ограничений. Так, в Далласе Шелли Лютер приговорили к семи дням ареста и штрафу в $7000 за то, что она открыла свой салон красоты, несмотря на запрет.
Пандемия заставила индустрию красоты искать альтернативные источники заработка. К примеру, сеть косметологических клиник ЦИДК перевела в интернет консультации врачей и косметологов, салон Call me baby запустил платный онлайн-курс по макияжу. Несколько питерских салонов устроили марафоны по укладкам и фейсфитнесу. Кроме того, многие салоны стали активно развивать свои интернет-магазины, где продают профессиональную косметику.
Пострадал от пандемии и рынок SPA-услуг — особенно в Азии, где около 50 000 массажных салонов. В Таиланде они закрыты до 31 мая, хотя рестораны, рынки и салоны красоты уже работают. Оценить потери SPA-сегмента пока сложно, ведь туристы, на которых во многом ориентированы массажные салоны, не вернутся мгновенно, как только закончится карантин. При этом помощи от государства этому сегменту рынка не полагается, зато фонд социальной защиты покрывает уволенным сотрудникам до 2/3 заработка на срок до 90 дней.
Российский рынок SPA-услуг активно развивался до пандемии, осваивая популярную в США практику узкопрофильных моностудий. В 2018-м американская сеть салонов по уходу за лицом HeyDay привлекла $8 млн на развитие. России пока до таких цифр далеко, но есть несколько похожих стартапов (Face Fit, The Face Only и другие). Развитию малого бизнеса в SPA-сегменте способствовал и низкий уровень монополизации российского рынка красоты и здоровья, где крупные сети занимают не больше 12%. Но коронавирус задел всех, причем кризис наступил еще до начала карантина. К примеру, в московской студии коррекции фигуры Shape IT еще за две недели до прекращения работы ежедневно стали отменяться до половины записей. После закрытия студия запустила в Zoom платные занятия по самомассажу лица, на которые собирает по 20-25 человек. А студия массажа Layback начала продавать массажные коврики.
За здоровьем
Последние несколько лет рынок оздоровительного туризма рос примерно на 8% в год, согласно отчету Global Wellness Institute, как и предписывала федеральная туристическая стратегия до 2035 года, по которой вклад туристической отрасли в ВВП страны должен вырасти с 3% до 7%. Однако из-за пандемии рост, очевидно, приостановится. Все весенние фитнес-туры отменены. Один из самых крупных операторов фитнес-путешествий Protrip перенес запланированные поездки на более поздний срок, но продолжает продажи на лето. Компания Booster Escapes свои международные туры в этом году отменила, но прорабатывает варианты кэмпов в России: в Подмосковье, Карелии, Сочи и в Крыму. Того же направления придерживается и предприниматель Евгений Касперский, который при поддержке Ростуризма запустил туристический акселератор Kaspersky Exploring Russia с целью собрать самые яркие и перспективные идеи в сфере туризма и помочь их авторам реализовать их после пандемии.
Полезное питание
В 2018 году глобальный рынок персонализированной нутрициологии (разработка индивидуальных планов питания, доставка специальной пищи, консультации диетологов и т. д.) оценивали в $5,6 млрд, к 2026-му он должен вырасти почти вдвое. Этот сегмент пандемия только подтолкнула к дальнейшему развитию. Так, акции американского сервиса по подписке на здоровое питание hello fresh выросли на 70% в 2020 году.
По данным Data Bridge Market Research, рынок персонализированного питания будет продолжать рост в среднем на 9,57% в год. Из российских сервисов полезной еды вырос, к примеру, Elementaree. В мае 2020 года компания объявила, что привлекла $5 млн инвестиций. Объем поставок увеличился более чем в два раза. В январе 2020 года компания продавала 52 000 ужинов в неделю, сегодня — более 100 000.
Корпоративная физкультура
Объем российского рынка корпоративных well-being-программ, повышающих благополучие сотрудников, составляет около 1 млрд рублей, а в ближайшие 3-7 лет он может достигнуть 10 млрд рублей. При этом в России этот сегмент будет расти быстрее, чем в развитых странах. Так, американскому рынку корпоративных well-being-продуктов аналитики ResearchAndMarkets обещали в ближайшие годы 8% роста в год. Правда, масштаб этого сектора в США побольше — $7 млрд. При этом посткарантинные прогнозы могут оказаться даже лучше.
Еще до COVID-19 тема стресса и эмоционального выгорания стала привлекать все больше внимания. Согласно данным исследования 2019 года, 87% сотрудников признались, что испытывают стресс на работе, а 12% из них считают его неподъемным. Весной 2019-го ВОЗ расширила определение термина «выгорание» и связала его с хроническим стрессом на рабочем месте. Компании начали активно внедрять программы well-being — коллективный спорт, психологическую помощь и т. д.
Коронавирус, который отправил большинство людей на дистанционную работу с сокращением зарплаты (или вообще оставил без рабочего места), только обострил проблему стресса. Поддерживать мотивацию и вовлеченность сотрудников стало сложнее, так как практически все инструменты тимбилдинга недоступны на карантине. В этой связи World Economic Forum призвал бизнес пересмотреть приоритеты и взять на себя больше ответственности за эмоциональное состояние своих сотрудников, клиентов и местных сообществ.
В компаниях тоже понимают, что это необходимо для эффективной работы. Во многом поэтому в период пандемии начали активно расти стартапы, связанные с ментальным здоровьем. Платформа Juno, с помощью которой компания может раздать баллы работникам, чтобы они потратили их на занятия по боксу, сеансы массажа или доставку питания, увеличил показатели еженедельного использования с 65% до 85%. Английский стартап Unmind (онлайн-платформа, которая учит людей работать со своими эмоциями и переживаниями) в марте начал предлагать свои услуги работникам Национальной службы здравоохранения Великобритании. С тех пор в сервисе зарегистрировались уже 30 000 человек.
В России компании также активно стали использовать онлайн для well-being-программ. Так, в Linxdatacenter запустили марафон активности, предлагая сотрудникам выполнять различные задания, «Самолет Девелопмент» и Playrix собирают работников на тренировки через Fitmost, в ивент-агентстве «Квесткафе» придумали Home Quest и предлагают устраивать в онлайне деловые завтраки и интеллектуальные игры.