«Предложили так, что нельзя отказаться»: кто и как построил за месяц инфекционную больницу в Новой Москве
Во вторник, 21 апреля, первых 20 пациентов приняла новая больница в деревне Голохвастово в Троицком административном округе Новой Москвы. Сооружение площадью 81 000 кв. м построили за месяц в чистом поле. Изначально в релизах фигурировала цифра 650 пациентов, позже стало известно, что госпиталь сможет принять 800 человек с возможностью увеличения емкости до 900. «Это настоящий подвиг», — сказал вице-премьер Марат Хуснуллин, выступая в эфире телеканала «Вместе.рф». Этот подвиг удалось совершить за счет мобилизации ресурсов частных компаний, при этом некоторым из них пришлось приостановить на время собственные стройки.
Еще в начале марта деревню Голохвастово со всех сторон окружали поля. Но 12 марта развернулись строительные работы. «[Заммэра Москвы Андрей] Бочкарев обратился к нам, и через 8 часов мы перебросили на площадку несколько сотен человек», — говорит источник в одной из компаний-подрядчиков. «Ночью я услышал гул и шум, как будто десятки машин промчались мимо нас. А утром вышел, смотрю, а на поле метрах в ста от моего дома трактора, КамАЗы, бульдозеры ездят, копают и роют. Люди какие-то бегают, вертолеты сверху летают. Как будто военные действия начались», - приводил журнал «МосквичMag» слова одного из местных жителей.
«Предложили так, что нельзя отказаться»
Глава московского стройкомплекса Андрей Бочкарев говорил журналистам, что на стройке работало более 700 компаний — 25 подрядчиков, 300 субподрядчиков и 400 компаний-поставщиков, всего 11 000 человек и 4000 единиц техники. Среди крупнейших подрядчиков — группа ПИК Сергея Гордеева, ГК ФСК Владимира Воронина, «Крост» Алексея Добашина, компания МИСК, а также «Мосводоканал», «Мосгаз» и многие другие. Для проезда строительной техники выделили отдельную полосу на Калужском шоссе, на самой площадке работали регулировщики. Действительно, если смотреть фото со стройки, кажется, что грузовики и бульдозеры возле строящихся корпусов друг друга заперли и вот-вот начнется полный транспортный коллапс.
«В деревне Голохвастово, где идёт стройка инфекционной больницы, просто ужас! Самосвалы чадят круглосуточно, — писал 18 марта в социальной сети «Мой район» житель Троицкого округа Михаил М. — Смрад страшный. В доме со стеклопакетами дышать нечем. Начальники большие сказали, что здесь почти никто не живёт, всего-то человек 200, подумаешь».
Генподрядчиком назначили крупнейшую городскую инжиниринговую компанию «Мосинжпроект», несмотря на то, что именно в эти сроки она вводила в эксплуатацию сразу шесть новых станций метро. Но к работе подключился весь стройкомплекс. ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» пригласило пять своих крупнейших подрядчиков и разделило между ними работы по благоустройству, строительству дорог и прокладке коммуникаций. Участвовал в проекте и столичный Фонд реновации жилой застройки, который пригласил своих подрядчиков. «Предложили так, что нельзя отказаться», — комментирует один из них.
«Ежедневно в строительстве стационара в п. Вороновское (расположен рядом с деревней Голохвастово. — Forbes) были задействованы более 1000 строителей и инженерно-технических работников ПИК, — сообщили Forbes в пресс-службе этой компании. — Работы велись круглосуточно, в трехсменном режиме». Совещания в оперативном штабе по строительству Андрей Бочкарев проводил каждый день.
«С 18 марта по 6 апреля все мощности ДСК-1 работали только на строительство больницы, — рассказал представитель ГК ФСК, в которую входит ДСК-1. — За 20 дней мы построили 33 000 кв. м». Каждый день ДСК-1 — крупнейший московский домостроительный комбинат с мощностью 650 000 кв. м в год — поставлял на стройплощадку 800 железобетонных конструкций. Структуры ФСК строили общежития для персонала на 1300 человек, реанимационные блоки Б3 и Б4 на 80 коек и участвовали в благоустройстве территории и прокладке коммуникаций. По словам представителя ФСК, строительство монолитных домов ФСК на этот период не прекращалось, а вот панельные пришлось на время приостановить.
Финансовый вопрос
Точную стоимость строительства инфекционного центра площадью 81 000 кв. м выяснить не удалось. Региональный директор департамента управления строительными проектами Colliers International Игорь Темнышев оценивает только сами строительные работы минимум в 2,8 млрд рублей. Андрей Бочкарев называл в интервью телеканалу РБК цифры в 5-7 млрд рублей, «Ведомости» со ссылкой на свои источники оценили стоимость строительства вместе с оборудованием в 16-22 млрд рублей.
«Авансировали нас нормально, ликвидностью, чтобы мы быстро давали авансы за цемент, за бетон, обеспечивали, — рассказывает один из подрядчиков. — Но сейчас начнется проверка. Будут проверять цены по всем сметам». Подрядчик говорит, что заработать на этой стройке не надеется, надеется не потерять. «Участие компании в проекте будет оплачено согласно стандартному порядку участия подрядчиков в городских заказах», — сообщили в пресс-службе ПИК.
Полностью стандартного порядка, впрочем, уже не получилось. Forbes проанализировал закупки Департамента строительства Москвы, «Мосинжпроекта», ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» Москвы и нескольких других заказчиков за 2020 год в системе СПАРК. Обнаружилось только два контракта, связанных со строительством «Инфекционного корпуса в деревне Голохвостово» (орфография сохранена). Оба они связаны с обеспечением круглосуточной охраны объекта и заключены в один день 21 апреля — в тот же день, когда, по по сообщениям информагентств, инфекционный центр принял первых пациентов.
Пресс-служба Московского стройкомплекса получила вопросы Forbes, но не ответила на них. «Государство обычно довольно неповоротливо, но речь шла о социальном проекте экстренной необходимости, — комментирует Темнышев из Colliers. — Если бы ситуация развивалась по стандартной процедуре, то только конкурс по поиску генерального подрядчика мог бы затянуться на полгода». Отступление от норм одобрил и вице-премьер Марат Хуснуллин: «Эта больница — еще один очень хороший пример того, насколько сильно нам сегодня мешают все административные процедуры. Вот нет административных процедур, приняли решение — и через 34 дня объект готов», — рассказал он в эфире телеканала «Вместе.РФ».
«Это была стройка века, таких на моем веку не было никогда, — говорит один из подрядчиков, которому меньше 50 лет. — Более старшие строители говорят, что что-то похожее было, когда Ташкент восстанавливали после землетрясения».