К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Строгий режим: почему не надо требовать от властей введения чрезвычайной ситуации

Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Среди коммерсантов, пострадавших от ограничительных мер, слышатся призывы ввести чрезвычайный режим в стране. О том, почему такой режим не решит ничьих проблем, рассказывает адвокат Денис Фролов.

Некоторые предприниматели начали собирать подписи под петициями с требованием установить режим ЧС или ЧП, который, по их мнению, станет панацеей для бизнеса и населения. На самом деле это не так. К тому же стоит разделять режим чрезвычайной ситуации и режим чрезвычайного положения, которые имеют разный юридический статус и влекут разные правовые последствия.

Режим чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. Такая ситуация характеризуется человеческими жертвами, ущербом здоровью людей или окружающей среде, значительными материальными потерями, и т. д. Полное определение содержится в федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ФЗ № 68).

Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает критерии таких ситуаций федерального характера. Так, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, должно превысить 500 человек, либо размер материального ущерба должен превысить 1,2 млрд рублей. Примечательно, что размер ущерба был увеличен до 1,2 млрд рублей только 20 декабря 2019 года (ранее он составлял 500 млн рублей).

 

При этом граждане действительно имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (статья 18 ФЗ № 68). Но установлены и обязанности (статья 19 ФЗ № 68). Так, граждане обязаны следовать установленным правилам, а также при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (например, строительство медицинских учреждений). Организации (в числе прочего) обязаны финансировать мероприятия по защите работников от чрезвычайных ситуаций и создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, вряд ли текущая ситуация, даже с учетом введения режима ЧС, предоставит возможность что-то компенсировать. Ущерба, причиненного имуществу, строго говоря, нет. Сама по себе коронавирусная инфекция не причиняет ущерб имуществу. Под компенсацией понимается принудительная компенсация в судебном порядке. Государство и его органы никто не может ограничить в щедрости к своим подданным и компенсации чего бы то ни было в неограниченных объемах. Но режим ЧС не обнуляет обязательств и не возлагает на государство обязанность их исполнения за коммерсантов.

 

Режим чрезвычайного положения

Наиболее жесткий вариант развития событий регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (далее ФКЗ № 3). Лицам, пострадавшим в результате режима ЧП, предоставляется жилье, компенсируется материальный ущерб и оказывается содействие в трудоустройстве (статья 29 ФКЗ № 3).

При введении режима ЧП мобилизуются ресурсы организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) и трудовые ресурсы, производства переориентируются, а также могут привлекаться транспортные средства граждан (статья 13 ФКЗ № 3).

Установление обязательной трудовой повинности для населения в условиях режима ЧП — безусловное право государства. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод», запрещающая рабство и принудительный труд, содержит оговорку касательно ситуаций чрезвычайного положения или бедствия. В этом случае термин «принудительный или обязательный труд» не включает обязательную службу, обусловленную такой ситуацией.

 

Кроме того, принудительный труд — не самое страшное последствие введения режима ЧП. Так, существенно повышается роль вооруженных сил — не только в части обеспечения общественного порядка, но и в части принудительного исполнения требований властей.

Режим ЧП не возлагает на государство обязанность выплачивать кредиты, арендные платежи или заработную плату. При этом, по сравнению с текущим положением дел, он не только существенно ограничивает право на передвижение, но и вводит дополнительные обязанности, исполнение которых может обеспечиваться принудительно.

Соотношение режима ЧС-ЧП и форс-мажора

Введение режима ЧС-ЧП отнюдь не составляет документальное подтверждение форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы). Более того, отсутствует какой-либо универсальный документ, подтверждающий возникновение такого обстоятельства (включая справки ТПП и прочие аналогичные документы).

Обстоятельства непреодолимой силы не обнуляют обязательства (арендные, кредитные, зарплатные и т. п.). Сам по себе форс-мажор может освободить только от ответственности за нарушение обязательства (не надо платить неустойки, пени, штрафы, возмещать убытки).

Форс-мажор не распространяется на денежные обязательства (кредит, аренда, выплата заработной платы, денежные обязательства). По крайней мере, по состоянию на момент написания этой статьи отсутствуют ограничения или запреты на проведение денежных операций, банки продолжают функционировать.

 

Отсутствие денег (не имеет правового значения, по какой причине) не является обстоятельством непреодолимой силы или форс-мажором. Для правовой квалификации абсолютно безразлично, отсутствуют деньги у коммерсанта по причине его финансовой недальновидности либо из-за невозможности осуществлять предпринимательскую деятельность на основании акта государственного органа.

Квалифицировать невозможность исполнения обязательства из-за обстоятельства непреодолимой силы может только суд. Это не полномочие президента, правительства, мэра, губернатора, муниципального депутата, председателя ЖЭК или ТСЖ. Только судья применительно к каждой конкретной ситуации может признать неисполнение предпринимателем обязательства из-за форс-мажора и освободить последнего от ответственности (но не от самого обязательства).

Таким образом, введение режима ЧС-ЧП не тождественно форс-мажору. При этом даже форс-мажор не обнуляет долговые обязательства и освобождает только от ответственности за нарушение контракта.

Суммируем вышесказанное. Ни обстоятельства непреодолимой силы, ни введение режимов ЧС-ЧП юридически не прекращает обязательств. По действующему законодательству, отсутствуют ситуации и правовые механизмы, при которых государство автоматически возьмет на себя погашение кредитов, выплату аренды или заработной платы. Призывы ввести режим ЧС или ЧП с целью минимизировать, изменить или прекратить финансовые обязательства как минимум недальновидны и основаны на непонимании особых режимов и обстоятельств непреодолимой силы.

 

Что можно сделать

В то же время владельцам бизнеса можно предпринять ряд действий, которые минимизируют ущерб от ограничительных мер.

Во-первых, стоит попытаться договориться с контрагентами, обязательства перед которыми на данный момент неисполнимы. При этом все договоренности стоит фиксировать письменно путем подписания дополнительных соглашений. Как показывает практика, сейчас многие готовы идти на компромиссы. К тому же прекращение кризисных ситуаций обнуляет все устные договоренности. Арендодатель, как и любой другой кредитор, не заинтересован в прекращении договорных отношений (арендатора в текущей ситуации найти практически невозможно).

Во-вторых, надо пытаться переориентировать бизнес и минимизировать издержки (перевод на удаленную работу, уход в сферу доставки, и т. п.). И, конечно, не стоит забывать про меры поддержки, уже предусмотренные государством (арендные, налоговые и кредитные льготы). Только совокупность этих мер позволит сохранить бизнес.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+