Не день жестянщика. Почему 80% автосервисов в России разорятся через месяц
По данным агентства Автостат, в нашей стране работает более 76 000 независимых автосервисов. Без учета самозанятых в нише трудоустроено более 2 млн человек. Общая емкость рынка составляет более 589 млрд рублей, а объем продаж автозапчастей уже превысил отметку 1,3 трлн рублей.
Последние события на международном нефтяном рынке и последовавшее снижение курса рубля сильно ударили по отрасли, поскольку все запасные части и материалы закупаются по импорту. А введение режима самоизоляции привело к закрытию практически всех точек даже у крупных сетевых брендов. По данным, предоставленным основными игроками рынка независимых СТО, с момента вступления в силу указа о нерабочих днях сокращение оборота в нише составило около 60%, в Москве — почти 90%. Все это привело к тому, что российская авторемонтная отрасль находится на грани коллапса. Предприниматели считают, что 80% автосервисов могут не открыться после кризиса.
Высокий сезон превратился в низкий
Одним из главных негативных факторов для рынка стало то, что пандемия пришлась на период повышенного спроса. Автосервисный бизнес, как и многие другие сферы услуг, характеризуется сезонностью. Резкий спад интереса к услугам СТО обычно наблюдается в январе-феврале. На февраль по статистике приходится повышение спроса на кузовной ремонт и ремонт двигателя (следствие аварий на зимних дорогах и неисправностей, вызванных низкими температурами), однако без крайней необходимости водители все же стараются дотерпеть с посещением автомастерских до весны. Второе снижение клиентского потока приходится на сезон летних отпусков, когда состояние дорог прощает мелкие неисправности.
Самые активные периоды в сфере — это март-апрель и октябрь-ноябрь, когда клиенты массово готовят автомобили к лету или зимним морозам. Исследования говорят о том, что обычно в это время продажи автосервисов увеличиваются на 30-50% от среднегодовых, но в этом году всплеска замечено не было.
Причины очевидны: существенно поднялся курс доллара относительно рубля, из-за чего сильно выросла стоимость запчастей, расходных материалов и шин. Это стало дополнительной головной болью как для автосервисов, так и для автовладельцев. Но главной проблемой для бизнеса стало введение режима самоизоляции — ведь СТО не могут оказывать услуги в удаленном формате. Из-за карантина клиенты не могут добраться до ремонтных точек, а большинство дистрибьюторов запчастей просто не работает. Неудивительно, что, по данным исследований автосервисов, на первой неделе апреля выручка в среднем упала на 90%.
Сценарии развития ситуации
В данный момент прогноз для рынка совсем не оптимистичен. В первую очередь под угрозой полного разорения находятся небольшие самостоятельные СТО, но и крупным сетевым игрокам есть чего опасаться. Как и многие другие ниши, сфера автосервисов не была пока внесена в список пострадавших от пандемии коронавируса. Однако отрасли, не связанные напрямую с общепитом, ретейлом или туризмом, также страдают. К примеру, IT-компании уже запросили помощь у государства, также о бедственном положении открыто заявили книжные магазины.
В данный момент среди части предпринимателей в нише сформировалось мнение, что в ближайшем будущем возможны два варианта событий. В первом случае государство решает принять меры для поддержки авторемонтной отрасли (как это уже произошло в случае с IT-компаниями), и сфера успешно справляется с последствиями кризиса. В пессимистичном варианте российский рынок без помощи со стороны правительства может потерять большую часть автосервисов.
Глобальные решения
Многим предпринимателям в этой нише стало очевидно, что сейчас не время для соперничества и жесткой конкуренции. Поэтому крупные сетевые бренды объединились с единичными СТО и написали официальное письмо на имя председателя правительства Михаила Мишустина.
В своем обращении автосервисы попросили правительство о поддержке и принятии ряда решений для минимизации удара кризиса по сфере авторемонта. Речь идет о смягчении налогов на имущество, НДФЛ и аренду за землю. Также дилеры и независимые СТО предлагают введение арендных каникул, запрет на расторжение арендных договоров (за исключением обоюдного согласия) и продление сроков арендных договоров на период каникул.
Кроме того, автосервисы предложили государству закрепить ряд послаблений в отношении кредитования: отменить применение пени, штрафов и других санкций, ограничить максимальную ставку кредитования 8% годовых, а также предоставить каникулы по выполнению обязательств по кредитным договорам.
Похоже, активные действия со стороны как дилеров, так и независимых СТО постепенно приносят свои плоды: 3 апреля Министерство промышленности и торговли опубликовало официальное письмо, в котором содержатся рекомендации для глав регионов по снятию ограничений для работы в этой отрасли. К сожалению, запрет на функционирование автосервисов снят еще не во всех регионах, хотя в ближайшее время ситуация может измениться.
Локальные решения
Ожидая помощи от государства, малый бизнес может применить решения, позволяющие оптимизировать издержки хотя бы на первое время. В сфере услуг есть две крупные статьи расходов — затраты на фонд оплаты труда (ФОТ) и аренду помещений.
Одна из выраженных проблем в отрасли авторемонта — большие затраты на ФОТ. По данным, предоставленным автосервисами, в среднем они составляют 80% от стоимости работ. Однако при грамотной автоматизации бизнес-процессов, их оптимизации, а также при внедрении корректной предпринимательской системы мотивации эта цифра может быть снижена до 50%. Если автосервисам не разрешат работать, вполне логично предположить, что многие из них будут вынуждены уволить сотрудников, тем самым максимально сократив расходы на персонал.
Для снижения издержек по аренде помещений автосервисы готовят официальные письма для арендодателей с целью получить арендные каникулы или скидки для автосервисов. Например, в Москве 14 марта мэр издал указ о том, что пандемия коронавируса официально классифицируется как обстоятельство непреодолимой силы. Поэтому в письмах для собственников помещений компании опираются на пункты о форс-мажоре и сообщают о пагубном влиянии эпидемии, делая запрос о снижении арендной платы. Многие идут им навстречу.
В условиях кризиса автосервисам, как и другим, требуется поддержка со стороны государства. Однако нельзя недооценивать и вклад других игроков рынка. Ведь чем более сплоченными будут действия компании, тем больше шансов выжить. Радует одно: ниша автосервисов — одна из немногих, которые смогут достаточно быстро восстановиться. В послекризисное время население столкнется с дефицитом доходов и скорее будет отдавать предпочтение ремонту старых авто, чем приобретению новых. При этом прогнозируется, что клиенты продолжат уделять повышенное внимание личному транспорту как наиболее безопасному способу передвижения.