К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Бизнес не готов говорить по-настоящему важные вещи»: предприниматели — о встрече с Путиным

Фото Алексей Дружинин/ТАСС
Фото Алексей Дружинин/ТАСС
Представители предпринимательского сообщества поделились с Forbes впечатлениями от встречи с президентом России по вопросу поддержки бизнеса, пострадавшего от пандемии коронавируса

Владимир Путин в четверг, 26 марта посвятил несколько часов общению c представителями предпринимательского сообщества, меры поддержки для которого президент России объявил накануне в специальном видеообращении к нации в связи с кризисом из-за пандемии коронавируса. Встречу в подмосковной резиденции главы государства в Ново-Огарево посетили порядка 30 предпринимателей — представителей как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Перед началом общения с Путиным все бизнесмены сдали тест на коронавирус, рассказал Forbes один из участников мероприятия. Во время самого разговора президент России и первый вице-премьер Андрей Белоусов объявили о дополнительных мерах поддержки предпринимателей, а также пообещали оперативно изучить все предложения, озвученные в ходе встречи. Forbes пообщался с бизнесменами, участвовавшими в мероприятии, и узнал об их впечатлениях.

«Помощь нужна тем, кому сейчас плохо, у кого выручка рухнула»

Андрей Романенко, генеральный директор ИТ-компании «Эвотор»:

Насыщенная и активная работа идет не только у бизнеса, но и у правительства: то, что раньше делали за месяц, нужно за неделю, то, что за неделю — за день. Видно, как все сплотились вокруг проблем, которые сейчас есть, и здесь важно учитывать причинно-следственную связь: рост курса доллара и вирус породили ряд других проблем разных секторов российской экономики.

 

Мой вопрос президенту (Андрей Романенко не успел озвучить вопрос во время встречи. — Forbes) состоял в кредитовании и рефинансировании не только МСБ (малого и среднего бизнеса. — Forbes), но и крупного несырьевого, к которому относится и «Эвотор».

Малый бизнес, средний бизнес, крупный несырьевой бизнес составляют звенья одной «пищевой цепочки». Например, только у «Эвотора» более чем 4000 партнеров — это в основном представители малого бизнеса. В отрасли контрольно-кассовой техники в целом работают около 100 000 человек, которые обслуживают 2,5 млн торговых точек: продуктовые магазины, автосервисы, салоны красоты и другие. Сейчас на кассовом рынке три основных игрока, которые разделили 80% рынка.

 

Естественно, что в нынешних условиях торговые точки закрываются, перестают платить абонентскую плату и пользоваться сервисными услугами, за счет чего падает выручка кассовых операторов, которым также нужна господдержка.

Объявленная кампания о перерыве на каникулы до 5 апреля 2020 года означает закрытие большинства непродуктовых магазинов. Я считаю, что девятью днями это не закончится. А как жить мебельным и другим магазинам?

Банкам тоже нужна господдержка. В случае дефолта заемщика вся нагрузка ложится на баланс банка. Банки будут вынуждены уменьшить воронку по скорингу и не будут выдавать кредиты тем самым МСП. То есть даже если программа кредитования и будет принята, многие из МСБ не смогут ей воспользоваться, пока ЦБ не изменит нормативы по резервированию и не переведет большую часть в госгарантии. Есть также [в указе] формулировка, что под госгарантии попадают «живые и надежные компании», но помощь, наоборот, нужна тем, кому сейчас плохо, у кого выручка рухнула (у ресторанов на 90%, в сфере услуг на 70%).

 

У «Эвотора» выручка пока не сократилась, так как бизнес сильно диверсифицирован. Мы работаем для 78 сегментов бизнеса: от продажи одежды, обуви, продуктов до шиномонтажа и других услуг. Кроме того, большая часть наших клиентов — это магазины продуктов формата «у дома», их бизнес пострадает меньше. Это может стать сдерживающим фактором падения нашей выручки, но с точки зрения роста невозможно делать прогнозы.

В этом году кассовый рынок должен был вырасти на 400 000 новых подключений касс. Понятно, что мы справимся с ситуацией, но мы хотим помочь своим партнерам МСБ из этой цепочки, чтобы для них эти меры поддержки стали реальны и досягаемы.

«Впечатление от встречи двоякое»

Анастасия Татулова, основательница сети семейных кафе «АндерСон»:

К сожалению, впечатление от встречи двоякое. И дело вовсе не в реакции президента. Она, на мой взгляд, более чем конструктивная. Я бы на его месте с такой встречи ушла через 15 минут как с бессмысленной.

Сами предприниматели и, к сожалению, общественные организации не готовы говорить по-настоящему важные вещи. Мы должны понимать, что президент встречается с малым и средним бизнесом не каждый день, и это прекрасный шанс напрямую рассказать главе государства о наших проблемах.

 

Те, кто туда попал, обязаны, просто обязаны говорить от лица всего сообщества о том, что действительно нужно сделать сегодня. А многие до сих пор воспринимают эту встречу как возможность для саморекламы.

Мне грустно от того, что многие предприниматели не высказались по делу. Кто-то благодарил, кто-то много говорил о себе. Лично я выступала дольше регламента, потому что надеялась, что многие вещи скажут до меня, но этого не произошло.

Думаю, сам президент хотел бы такие встречи сделать более эффективными. У него нет времени, особенно сейчас, выслушивать эти «спасибо», он пришел услышать, как мы видим ситуацию.

В целом сам факт встречи был очень полезным, и я рада, что она состоялась, но наполнение хотелось бы видеть другим. Думаю, что сейчас уже не стоит давить на власть — они реагируют так быстро, как только могут. Будем ждать.

 

«Я воодушевлен тем, что президент поддержал наши инициативы»

Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group:

Встреча полностью оправдала все ожидания, я воодушевлен тем, что президент поддержал наши инициативы.

Mail.ru Group видит свою миссию в помощи обществу и бизнесу, поэтому для меня было особенно ценно, что президент считает важным развитие индустрии онлайн-доставки лекарств.

Сочетание опыта и технологий крупнейшей в стране службы доставки еды Delivery Club и подключенного к 46% российских аптек сервиса «Все Аптеки» позволит совершить революцию и дать доступ сотням тысяч людей к удаленной и безопасной доставке медикаментов на дом: это не только поможет замедлить распространение коронавируса в текущем моменте, но и улучшит качество жизни россиян в целом на дальнюю перспективу.

 

Кроме того, Mail.ru Group сегодня запустила программу помощи среднему и малому бизнесу на общую сумму в 1 млрд рублей, в которую, в том числе, входит существенное снижение комиссий для кафе и ресторанов. Рад, что президент поддержал нашу инициативу и согласился рассмотреть возможность совместного субсидирования доставки готовой еды и продуктов. Наши аналитики уже начали просчитывать возможные модели.

Mail.ru Group прикладывает все усилия для помощи малому и среднему бизнесу в этот кризисный момент, поэтому поддержка на высшем государственном уровне укрепила нашу уверенность в правильности выбранной стратегии: убежден, что совместными усилиями бизнеса и государства мы сможем помочь всему обществу.

В противогазе в метро: удивительные кадры мира во время пандемии

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+