Рукопожатия отменяются: как московские власти и бизнес борются с коронавирусом и что грозит за несоблюдение мер
К 6 марта число заболевших коронавирусом в Москве, по официальным данным, увеличилось сразу на пять человек, а вместе с выявленным 2 марта случаем количество заражений достигло шести. Впрочем, уже вечером в пятницу столичные власти сообщили об одном случае выздоровления. Вылечившегося пациента, Давида Берова, 7 марта выписали из больницы.
Трое из заболевших были отправлены в инфекционную больницу №1, двое — в больничный комплекс в Коммунарке. Заболевание у четырех пациентов протекает в легкой форме, а один находится в состоянии средней тяжести.
Как Москва борется с коронавирусом?
Еще в четверг вечером указом московского мэра Сергея Собянина (.pdf) в столице введен «режим повышенной готовности». В мэрии не ответили на вопросы Forbes, предусмотрено ли выделение дополнительного финансирования на меры противодействия заболеванию и в какую сумму они могут обойтись бюджету.
Согласно указу, граждане, возвращающиеся из стран, где распространена короновирусная инфекция 2019-nCoV, должны сообщить о себе по «горячей линии», а в случае плохого самочувствия — обратиться за медицинской помощью и находиться две недели «в режиме самоизоляции на дому»: не ходить на работу и учебу, в общественные места. Работодатели обязаны оказывать в этом содействие и обеспечить измерение температуры на рабочих местах, сообщать о заболевших и их рабочих контактах, а также дезинфицировать помещения, в которых они работали.
В список неблагополучных стран, после посещения которых необходима «самоизоляция», вошли: Китай, Южная Корея, Иран, Италия, Франция, Германия, Испания, Швейцария, Великобритания, Норвегия и США.
План городского правительства обязывает департамент здравоохранения обеспечить заболевшим, вернувшимся из-за границы, возможность оформлять больничные листы без посещения поликлиник и организовать работу «с приоритетом оказания медпомощи на дому лихорадящим больным с респираторными симптомами».
Как оплачивается «режим самоизоляции» при заболевании? Депутат Госдумы Андрей Ветлужских предложил было увеличить выплаты по больничным для тех, кого из-за коронавируса отправят на карантин. Но в Минтруде объяснили, что работодатели оплачивают такой больничный так же, как и по обычной болезни.
«У населения легкая паника»: как повлияет коронавирус на российский бизнес
Рукопожатия отменяются
Свои меры по профилактике коронавируса вводят компании. В группе «Ренова», контролируемой участником списка Forbes Виктором Вексельбергом сообщили, что у них запрещены командировки в Китай, Италию, Южную Корею и страны Юго-Восточной Азии, а поездка в другие страны требует согласования с руководством компании. Рекомендуется воздержаться от совещаний с участием больше четырех человек и пользоваться видеосвязью, минимизировать рукопожатия и дружеские объятия. Компания предоставляет медицинские маски на первом этаже офиса, в туалетах установлены емкости с дезинфицирующей жидкостью. При недомогании запрещается приходить в офис и требуется сообщить кадровой службе.
В Mail.ru Group рассказали Forbes, что ещё до введения официальных ограничений попросили возвращающихся из стран с высоким уровнем риска сотрудников поработать две недели из дома, «разумеется, с полным сохранением заработной платы и всех условий». В офисе компании и раньше ежедневно работал врач, стояли автоматы для очистки рук, а в аптечках был набор необходимых препаратов. После сообщений о коронавирусе в офисе установили дезинфицирующие устройства на каждом этаже. «Мы всегда лояльно относимся к нашим коллегам: остаться дома в случае недомогания или уйти во время рабочего дня даже на плановый визит к врачу можно было всегда, поэтому принятые меры практически не повлияли на бизнес», — подчеркнули в компании.
В пресс-службе сети магазинов «ВкусВилл» сообщили, что «обычно офисные коллеги с признаками ОРВИ сами уходят работать домой. Сотрудники розницы начали готовиться к коронавирусу еще месяц назад, когда управы стали напоминать о необходимости обеспечить персонал медицинскими масками и бесконтактными термометрами». Сотрудники «ВкусВилла« проходят до начала смены обязательный медосмотр и, если есть малейшие симптомы ОРВИ, отправляются домой, а менеджеры вызывают сменщиков.
Представители «Газпрома» и «Лукойла» не ответили на запросы Forbes. А представитель Сбербанка на запрос Forbes ответил, что в компании ответственно подходят к мерам по обеспечению безопасности сотрудников с учетом профилактических рекомендаций профильных государственных ведомств и надзорных органов. «Мы сохраняем бесперебойное обслуживание наших клиентов и обеспечиваем штатную работу всех своих подразделений», — сообщил он.
Многие меры, которые вводятся сейчас в компаниях, носят рекомендательный характер. Например, таксопаркам рекомендовали обрабатывать салоны машин «дезинфицирующими средствами», однако председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов к выполнению таких рекомендаций относится скептически. По его словам, большинство машин — «домашние», то есть не принадлежат крупным таксопаркам, и он очень сомневается, что водители будут их проветривать и дезинфицировать.
Gucci заразился коронавирусом: какой удар по люксовым брендам нанесет новая болезнь
Что дальше?
У московских властей есть план и на случай дальнейшего распространения коронавируса. В документе от 27 февраля за подписью заммэра Москвы и главы штаба по борьбе с коронавирусом в столице Анастасии Раковой перечисляются меры, которые будут введены в городе при трех сценариях: «А» (до появления первого заболевшего), «Б» (после обнаружения заболевшего) и при режиме чрезвычайной ситуации. Первыми о документе сообщили «Ведомости» и Русская служба Би-би-си. Он также имеется в распоряжении Forbes. Столичные власти отказываются комментировать подлинность этого документа, однако, по информации «Ведомостей», по состоянию на 4 марта документ еще не был принят — предстояло провести согласование в федеральных органах власти.
План «Б» предусматривает среди прочего полную дезинфекцию квартиры заболевшего и охрану подъезда, в котором она расположена, медицинское наблюдение на дому соседей по многоквартирному дому и введение для них запрета покидать помещение, изоляцию на дому коллег заболевшего по работе, дезинфекцию офиса, где он работал. Кроме того, документом предусмотрено закрытие на карантин образовательных учреждений, которые посещали дети заболевшего, и дезинфекцию мест, в которых они бывали.
При объявлении городского карантина закрываются все образовательные учреждения, музеи, театры, выставки, библиотеки, кинотеатры, торговые центры, парки, вводится запрет на массовые мероприятия, закрываются кафе и рестораны. Чиновники переводятся на удаленную работу, частный бизнес получает рекомендацию поступить также. Населению советуют не выходить на улицу. В случае карантина также начинает проводиться многократная санитарная обработка общественного транспорта в течение дня, каждые два часа устраивается дезинфекция в местах реализации проездных билетов, бассейны закрываются на карантин, в такси и каршеринговых машинах многократно в течение дня проводится санитарная обработка.
В случае ЧС закрываются все предприятия и организации города за исключением экстренных служб, прекращается работа общественного транспорта, вводится запрет на выезд из города, вводится комендантский час. Граждане, нарушившие режим, задерживаются.
Будут ли наказывать за нарушения?
Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин считает логичной и правильной часть указа Собянина, адресованную департаменту здравоохранения и посвященную оформлению листков нетрудоспособности на дому, приоритету обслуживания лихорадящих больных и подготовке больниц. Однако юрист сомневается в эффективности другой части, посвященной действиям менеджмента компаний. «На мой взгляд, он (указ) представляет собой лишь имитацию бурной деятельности», — говорит он. «Очень сомнительными представляются пункты про самоизоляцию граждан, особенно учитывая, что обязанность возлагается на них самих, но при этом не указывается, как им выстраивать отношения с работодателем, где брать еду и т. д, — рассуждает он. — Также непонятно, как работодателю обеспечить измерение температуры у работников, кто должен его проводить и что делать, если температура повышенная».
В то же время руководитель группы проектов юридической фирмы VEGAS LEX Наталия Абцешко напоминает, что, согласно федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», защита работников от чрезвычайных ситуаций входит в обязанности организаций. По ее словам, за нарушение установленных указом обязанностей наступает как дисциплинарная, так и административная ответственность. На основании административных кодексов России и Москвы (статья 20.6 КоАП РФ, статья 6.3 КоАП РФ и статья 3.18 Кодекса г. Москвы) за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требований по защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций могут налагаться штрафы от 5000 рублей до 200 000 рублей. А за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, особенно государственными служащими, в соответствии со статьей 237 УК РФ может следовать наказание от штрафа до 300 000 рублей до лишения свободы до 5 лет. «Вероятность привлечения к ответственности за нарушение положений указа [мэра] зависит от того, как будет выстроен государственный контроль», — подчеркивает она.
Партнер коллегии адвокатов «Делькредере» Андрей Тимчук согласен с некоторыми выводами коллеги, хотя сомневается, можно ли потенциальную эпидемию квалифицировать как «чрезвычайную ситуацию природного характера». «Обычно такая терминология применяется к стихийным бедствиям, но не к эпидемиям, для которых существует специальное законодательство, — подчеркивает он. — И в связи с этим законность указа сомнительна, хотя, пока он не оспорен и не отменен, скорее всего суды и административные органы будут его применять». Тимчуку «пока неясно, как будет выявляться уклонение граждан от «самоизоляции», ведь в любом случае, ответственность граждан за несоблюдение данного требования указа отсутствует». Впрочем, если гражданин получит карантинное предписание от сотрудника Роспотребнадзора, то уклонение от карантина влечет административную ответственность в виде штрафа до 500 рублей, и «недавний прецедент в Санкт-Петербурге свидетельствует о том, что возможна также принудительная изоляция в больнице по решению суда».
Если посмотреть на последние исследования по эффективности различных мер по противодействию вирусным эпидемиям, то ограничительные меры безусловно работают, однако обходятся чрезмерно дорого для экономики, что делает их не всегда целесообразными, говорит экономист, профессор РЭШ Евгений Яковлев. Он ссылается на выводы Джерома Адда, профессора Bocconi University. Адда утверждает, что «в идеале, если можно было бы заставить всех сидеть дома две недели, то вирус бы умер сам собой, но это сделать не получится я в силу объективных причин». Если невозможно заставить всех сидеть дома, то ограничительные меры — закрытие школ или общественного транспорта — тоже существенно помогают ограничить распространение вируса, однако они очень дороги для экономики, что делает вопрос применения этих мер не всегда очевидным. «Хорошая новость в том, что все исторические данные показывают: вирусы гораздо более активны зимой, а весной их влияние сходит на нет, — подводит итог Яковлев. — То есть при существующих мерах есть надежда, что у нас не будет масштабной эпидемии (хотя здесь, естественно я не хочу и не буду делать предсказания)». По его мнению, если введут меры по карантину, — закроют все образовательные учреждения, переведут городские поликлиники на режим обслуживания на дому, а сотрудников городских организаций на удаленную работу, порекомендуют представителям частного бизнеса сделать то же самое — «это очень дорого обойдется экономике».