К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Технологии учат доверию: как технический прогресс меняет психологию общества

Фото Getty Images
Фото Getty Images
При отсутствии реального доверия в обществе функцию установления отношений между людьми берут на себя информационные технологии, считает президент группы «Ланит» Филипп Генс

Вы доверяете соседям ключи от квартиры на время отпуска? А проверяете ли чеки после покупки? Уверены, что банк предупредит вас о проблемах, если они появятся? И главный вопрос: за последнее время вы стали больше доверять другим людям (даже совсем незнакомым), коммерческим компаниям, государству? Скорее всего, вы ответили «нет», а если и заметили положительные сдвиги в этой сфере, то совсем незначительные.

И вы вполне в тренде. По данным World Values Survey, в отдельных развивающихся странах показатель обобщенного доверия ниже 10%, в России — порядка 25%, а на севере Европы и в Китае превышает 50%. Как видите, большинство людей в нашей стране друг другу совсем не доверяют. Но тогда почему вы ведете себя так, будто знаете незнакомцев так же хорошо, как своих закадычных друзей? Не верите? Что же, попробую вас в этом убедить.

Еще несколько лет назад многие боялись оставить данные банковской карты в интернет-магазине, а сейчас готовы поручить доставку документов незнакомому человеку лишь на основании его рейтинга в YouDo. Вы спокойно покупаете товары у неизвестных вам частных продавцов на Avito, выбираете дом для отпуска за границей по его фотографиям и по профилю владельца в соцсетях или приглашаете к себе сантехника, которого вы видите в первый раз, если не считать его анкеты на сайте фрилансеров. А владелец Mercedes, которого вы никогда не видели, спокойно отдает вам свой автомобиль за символическую плату в несколько рублей за минуту.

 

Дело в том, что доверять друг другу выгодно. Но при отсутствии реального доверия в обществе функцию установления отношений между людьми берут на себя информационные технологии. Выстраиваемые таким образом системы не имеют никакой связи с гуманистическими идеями и основаны на механизмах, отсеивающих недобросовестных пользователей сервиса. Один из таких механизмов — репутация, которую каждый зарабатывает в Сети. Она складывается из собственного цифрового следа человека и отзывов, которые он получает, предоставляя услуги. Система отзывов позволяет участникам той или иной платформы заработать определенный статус и в зависимости от статуса пользоваться сервисом и дополнительными преференциями.

Репутационная система не всегда гарантирует объективность, ведь отзывы могут оставить не клиенты, а друзья. Но с увеличением числа оценок сфальсифицировать рейтинг все сложнее, и репутация в Сети становится внешним арбитром взаимоотношений между людьми. В отличие от законодательной системы она позволяет выстраивать связи не через госучреждения, различные ведомства и частные компании, а напрямую.

 

Преодолеть проблему недоверия при взаимодействии людей помогает и страхование: сервис аренды вещей у частных владельцев сильно вырос, после того как пользователям предложили страховать сделку с гарантией выплаты до 30 тысяч рублей в случае невозврата или поломки вещи.

Онлайн-платформы автоматизируют взаимодействие, и людям уже не надо договариваться о многих бытовых моментах. Так, для аренды квартиры или для каршеринга уже нет нужды напрямую контактировать с собственником недвижимости и с представителем компании, предоставляющей услугу. Ваш смартфон сам откроет дверь и даст возможность пользоваться чужой собственностью. Вопросы оплаты тоже решаются удаленно, и число действий, которые должен совершить пользователь, постоянно сокращается.

Удобство цифровых сервисов заставляет нас забыть о своем недоверии. Так, люди не доверяют банкам и при этом все чаще расплачиваются банковскими картами вместо налички. Правда, в банковской сфере пока еще есть выбор, а когда очередное ведомство заменяет бумажные свидетельства на записи в цифровом реестре, у сограждан уже не остается выбора — верить или нет.

 
Исследования показывают, что если бы мы по уровню доверия приблизились к благополучной Швеции, то доход на душу населения в России мог бы вырасти на десятки процентов

Как вы заметили, многие примеры, приведенные выше, связаны с удобством краткосрочной аренды нужного нам продукта — вместо покупки. Любопытно, что, несмотря на невысокий уровень обобщенного доверия в России, у нас для термина Sharing Economy (дословно «экономика совместного потребления») прижился перевод «Экономика доверия». И нет никаких сомнений, что сервисы, дающие доступ к ресурсам без владения ими, не временный тренд — он будет нарастать, прежде всего потому, что созвучен ценностям поколений Y и Z.

Молодежи не так важно обладание вещью, как ее функция. Так, личный автомобиль, к примеру, один из наименее эффективных активов: значительную часть времени он простаивает, для поддержания работоспособности требует постоянных инвестиций и, что особенно важно, вредит экологии. Все вместе это фактически означает отказ от владения в пользу каршеринга, общественного транспорта и других способов передвижения — самоката, моноколеса и др. Кстати, и самокаты все чаще берут в почасовую аренду — чтобы, сохраняя мобильность, не задумываться о вопросах хранения и ремонта.

Совместное потребление становится актуально не только для частных лиц. Международный производитель ИКТ-решений Huawei разработал «умный» столб — опорную конструкцию с солнечными батареями, фонарями, видеокамерами и различными датчиками. Такие «умные столбы» хотели установить в Шанхае, но  себестоимость решения оказалась столь высока, что не позволяла сделать его массовым. Снизить стоимость получилось за счет совместного использования столба сотовыми операторами, социальными и метеорологическими службами. Новая экономическая модель позволила помимо прочего снизить ущерб окружающей среде.

Меня как айтишника часто спрашивают, какое преимущество даст внедрение информационных технологий? Долгие десятилетия ответ сводился к тому, что автоматизация процессов делает их четче, быстрее и эффективнее. Но в последнее время мы наблюдаем, что этот эффект становится все менее выраженным: те сферы, где ИТ могли способствовать повышению эффективности, уже внедрили соответствующие системы, а те, кто не успел этого сделать, просто не выдержали конкуренции и были вытеснены с рынка более продвинутыми игроками.

Теперь, на новом этапе, информационные технологии могут принести пользу гражданам, государству и бизнесу именно за счет того, что способствуют росту доверия в обществе. Эффект от этой трансформации ощутят не только те, кто внедрил новые технологии у себя, но и вся экономика. Исследования показывают (например, Algan, Cahuc, 2010), что если бы мы по уровню доверия приблизились к благополучной Швеции, то доход на душу населения в России мог бы вырасти на десятки процентов. Именно в этом один из действенных механизмов роста экономики, который в последнее время так активно ищут российские политики, ученые и бизнесмены. Если изменить психологию всей страны вряд ли удастся достаточно быстро, то, как мы убедились, информационные технологии способны в этом помочь.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+