К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Незаметная революция: как крафтовое шампанское вытесняет с рынка Dom Perignon и «Вдову Клико»

Фото frerejeanfreres.com
Фото frerejeanfreres.com
Братья Фрержан — выходцы из влиятельного клана производителей шампанского Taittinger — основали собственную компанию для выпуска крафтового шампанского и конкурируют за долю на рынке с гигантами масштаба LVMH

Связь Родольфа Фрержана Теттенже с миром шампанского не ограничивается известной фамилией. Его крестили шампанским, а впервые попробовал напиток он в восемь лет. Мальчишкой Родольф вместе с братьями часто катался на велосипеде мимо виноградников в регионе Шампань.

Его семья продолжает традицию изготовления шампанского, которая восходит к 1932 году. Тогда Теттенже купили участок, на котором виноград выращивали с 1734 года. А сегодня одноименная торговая марка — Taittinger — входит в десятку крупнейших по объему производства шампанского в мире.

Несмотря на возможность участвовать в управлении большим бизнесом, 33-летний Родольф и его братья, 39-летний Ришар и 41-летний Гийом, решили отделиться от своих кузенов и основать собственный бренд, или, как говорят во Франции, дом шампанских вин. В 2005 году трое французов учредили Frerejean Frères, что в переводе с французского означает «братья Фрержан».

 

Сегодня компания выпускает в год около 100 000 бутылок шампанского приблизительно шести сортов (точное количество колеблется, так как некоторые сорта распродаются ограниченными сериями). Марианна Фоссик, основательница  сингапурской сети розничных магазинов алкоголя Gain Brands International, которой довелось работать с Frerejean Frères, отмечает: «Они очень скромные, но амбициозные».

Frerejean Frères ― это самый яркий пример тихой революции в мире шампанского. Бал в индустрии правит французский холдинг LVMH, специализирующийся на атрибутах роскошного образа жизни и владеющий тремя из десяти лидирующих брендов ― Dom Perignon, Möet & Chandon и Veuve Clicquot, которые в совокупности производят свыше 60 млн бутылок в год.

 

Миллиардер, работающий 24 часа в сутки: как владелец Louis Vuitton создал состояние в $100 млрд

Некоторые другие крупные виноделы тоже ведут счет на миллионах бутылок. Но план братьев Фрержан скромнее — к 2025 году выпускать не более 300 000. В одном интервью в ходе недавней поездки в Сингапур Родольф говорил: «Мы производим шампанское традиционными способами и хотим, чтобы оно отличалось высоким качеством и особенным характером».

Как признанных гигантов пивной индустрии потеснили крафтовые пивовары, так же и новые традиционные производители шампанского переворачивают с ног на голову мир именитых мастеров-виноделов. Все началось около двадцати лет назад, когда новички рынка решили отказаться от изготовления продукции для массового потребителя в угоду более высокому качеству. При посещении сайта Frerejean Frères на главной странице первыми появляются именно слова «изысканное крафтовое шампанское».

 

Пиво со вкусом наглости: как создать бизнес стоимостью $2 млрд и принести инвесторам доходность 900%

Однако революция прошла по большей части незамеченной, о ней писали лишь специализированные издания. Тем не менее крафтовые производители все чаще слышат похвалы в адрес своего уникального игристого, поэтому вскоре ситуация может сильно измениться. «Эти марки набирают значительную долю рынка. Никто раньше не воспринимал малые дома всерьез, но теперь они попадают в карты вин гораздо чаще», ― поясняет Родольф Фрержан Теттенже. Шампанским Frerejean Frères можно насладиться в нью-йоркском ресторане Le Bernardin, парижском Guy Savoy и сингапурском Odette, ― каждый, кстати, удостоен трех звезд Michelin.

В рознице игристое от Frerejean Frères можно найти в Австралии, Гонконге, Японии, Южной Корее, Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме, совсем недавно продажи начались в континентальном Китае. Япония для марки — первый и по-прежнему крупнейший рынок в Азии. Фрержан Теттенже говорит, что «японцы обожают традиционное шампанское». Как гендиректор компании он много путешествует, в том числе по Азии, и активно продвигает бренд.

Приверженность Frerejean Frères к высоким стандартам качества можно увидеть и в процессе производства. Несмотря на то, что во Франции Комитет Шампани (межпрофессиональное объединение по регулированию производства напитка) требует, чтобы производители шампанских вин выдерживали продукцию не менее 15 месяцев, Frerejean Frères делают это на протяжении не менее шести лет, иногда доходя до пятнадцати, чтобы добавить букету утонченности и изысканности. Усмехаясь, Фрержан Теттенже рассказывает: «Мой отец все время спрашивает, почему мы выдерживаем шампанское так долго, и говорит, что это невыгодно. Но мы не хотим торопиться».

Фигура высшего пинотажа: каким получилось вино у миллиардера Галицкого

 

Для производства дом отбирает только сорта «шардоне» и «пино-нуар» из виноградников высшего (grand cru) или первого (premier cru) классов. Такая преданность делу приносит свои плоды: в 2019-м шампанское Cuvée des Hussards Extra Brut Premier Cru урожая 2012-го удостоилось 97-й строчки из 100 в рейтинге престижной винной премии от лондонского журнала Decanter. «Букет у шампанского очень бархатистый и терпкий, чувствуется привкус жареного ореха и едва ощутимая нотка дыма. Замечательное шампанское!» ― написали тогда члены жюри.

Фрержан Теттенже начал заниматься шампанским в 2005 году, когда клан Теттенже продал семейный бизнес, в том числе собственный бренд и другие активы вроде сети гостиниц, частной инвестиционной фирме Starwood из США. Пьер-Эммануэль Теттенже выкупил марку обратно спустя полтора года, а некоторые другие активы остались за новым владельцем. Как бы то ни было, недолгое нахождение легендарного французского бренда в руках дерзкой американской фирмы, гнавшейся лишь за прибылью, заметно всколыхнуло винодельческое сообщество Шампани.

Фрержан Теттенже отрицает, что выйти в свободное плавание его вынудила продажа марки. По его словам, это скорее был «проект-увлечение». Стоит отдельно отметить, что другой член семьи, Виржини Теттенже, тоже основала собственный бренд в 2006 году под названием Virginie T.

В компании трое братьев четко распределили обязанности. Родольф стал гендиректором, Ришар ― директором подразделения в Нью-Йорке, а Гийом ― председателем совета директоров, управляющим на производстве и руководителем по общим вопросам деятельности. В фирме работает около 30 человек: 20 — в Париже, остальная часть — в штаб-квартире в коммуне Авиз, самом сердце Шампани.

 

Вино из воды: факт, который отказываются признавать виноделы во всем мире

При изготовлении шампанского Frerejean Frères используют ягоды с собственных 5 га виноградников и приобретенные у других производителей. Сейчас дом покупает еще 5 га угодий. В Европе цена за бутылку колеблется в пределах от €39 до €600, в Азиатско-Тихоокеанском регионе стоимость обычно выше из-за наценки местных продавцов. В этом году фирма запускает два новых сорта: blanc de blancs premier cru extra brut и ограниченную серию rosé grand cru. Родольф признается: «Мы стремимся выпускать шампанское нового поколения и достучаться до нового поколения потребителей».

Перевод Антона Бундина

Forbes назвал самые успешные рестораны Москвы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+