К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Непотопляемый Boeing: почему битва авиагигантов еще не закончена

Фото Brendan McDermid / Reuters
Фото Brendan McDermid / Reuters
В последнее время множество напастей — технические и системные просчеты, аварии и катастрофы — обрушилось на концерн Boeing. Стоит ли беспокоиться за судьбу мирового авиагиганта?

Авиастроение, как и авиация, подвержено существенным рискам. В их числе и неожиданно проявляющееся несовершенство технических решений, и системные стратегические просчеты, не говоря уже о форс-мажорах, катастрофах и пресловутом человеческом факторе. В последнее время все эти напасти обрушились на Boeing.

За последние несколько десятилетий с авиационной карты мира исчезли такие имена, как Fokker, Saab, Dornier, McDonnell Douglas, British Aerospace (BAE), производившие различные типы воздушных судов. Их еще можно увидеть на регулярных рейсах многих авиакомпаний, в том числе в Европе, но полеты на них скорее экзотика для любителей авиации.

В 2018 году Airbus пошел в новый для себя, ближнемагистральный сегмент, выкупив у канадской Bombardier контрольную долю в проекте CSeries, который теперь называется A220 и эффективно работает по всему миру. А вскоре после этого Bombardier, как и многие ее предшественники, вообще ушла из сегмента коммерческого пассажирского авиастроения, передав права на производство турбовинтовых лайнеров и оставшись на смежных и близких рынках.

 

Boeing ответил фактическим поглощением бизнеса по производству региональных коммерческих самолетов бразильского Embraer. После этого на мировой авиационной карте фактически вообще осталось всего два имени. Всерьез рассматривать российские авиастроительные проекты, несмотря на многомиллиардные вливания в них, вряд ли стоит, во всяком случае пока.

Таким образом, речь идет о почти «социалистическом» соревновании Европы и Америки на мировом авиационном рынке. По итогам прошедшего года впервые с 2011 года Airbus переиграл Boeing с разгромным счетом 863:345 (именно так соотносится число авиалайнеров, поставленных в 2019 году двумя производителями). Причина очевидна: запрет на полеты 737 Max после двух авиакатастроф с ними.

 

Но вот что интересно — далеко не все на этом рынке зависит от количества. Если посмотреть на график изменения капитализации Boeing, то он напоминает крутое восхождение в гору. Десять лет назад акции корпорации стоили $35, пять лет назад — $150, а на пике, в феврале 2019 года — $439. А ведь в эти годы были, например, проблемы с В787 и не только.

Затем произошли драматические события. 29 октября 2018 года упал лайнер индонезийской Lion Air, а 10 марта 2019 года при схожих обстоятельствах разбился самолет Ethiopian Airlines. Эти катастрофы унесли жизни 336 человек. Через пять дней полеты 380 судов 737 Max попали под запрет, а в декабре совет директоров компании принял решение о приостановке их производства.

Такой поворот событий, конечно, дорого стоил компании, но не драматически. Сегодня котировки акций Boeing составляют $329, что хотя и на 25% меньше максимального значения, но по-прежнему в 2,2 раза больше, чем пять лет назад.

 

Конечно, необходимо отметить, что и Boeing, и Airbus сегодня не только (и не столько) производители самолетов. Это крупные и многопрофильные аэрокосмические корпорации. И в их будущее верит рынок.

Но последние истории с Boeing показали и еще одну интересную деталь. Ни активно продвигаемые иранские фейки о «технических проблемах» самолета «Международных авиалиний Украины» (с самого начала было очевидно, что так падают самолеты не с техническими проблемами, а сбитые ракетой), ни даже обнародованные самой корпорацией откровения собственных сотрудников о том, 737 MAX «проектировали клоуны под руководством обезьян», радикально не повлияли на котировки акций Boeing, а скорее дали возможность немного поживиться спекулянтам.

В этом проявляется не только уровень доверия и надежды на то, что корпорация в очередной раз преодолеет все невзгоды. Здесь явно присутствует элемент осознания того, что развитие мировой авиации не остановить, а реально обеспечивают его две корпорации, и ни одной из них в одиночку с этим не справиться. А значит, рано или поздно Boeing свои проблемы решит. «Социалистическое» соревнование с Airbus, скорее всего, продолжится.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+