Независимость и инновации. Как соединить медиабизнес и венчурную экономику?
Два двигателя роста
Больше года назад я купил Forbes Russia. Как венчурный инвестор, я получил отличную практическую возможность разобраться в том, что происходит в медиаиндустрии. Суммируя свое понимание на данный момент, выделю как ключевые две тенденции:
Вся мировая экономика стремительно становится медиабизнесом. Речь идет далеко не только об отраслях новой экономики. Вы можете посмотреть практически на любой производственный, финансовый, розничный или инфраструктурный бизнес как на медиа, и это, скорее всего, добавит вам точности в понимании того, как им управлять. Все менее актуален старый взгляд на медиа как вотчину отделов маркетинга и PR. Бизнесы как медиа — вот перспективный фокус.
Сам по себе медиабизнес под натиском цифровой революции превращается в мир мультимедийных платформ, внутри которых сосуществуют самые разные продукты. Сила каждой платформы состоит из: а) качества наполняющих ее продуктов и б) силы единого бренда.
Уверен, что именно на стыке этих двух тенденций скрыт огромный потенциал роста медиаиндустрии. То, что на медиарынке привыкли рассматривать как смертельную угрозу бизнесу, на самом деле является огромной возможностью его развития. В особенности это касается такого сильного бренда, как Forbes.
Как растет Forbes Russia
Став осенью прошлого года владельцем Forbes Russia, я должен был гарантировать одновременно и независимость редакционной политики, и резкий рост качества корпоративного управления.
Решая эту задачу, мы не стали изобретать велосипед и создали независимый совет директоров из профессионалов с безупречной репутацией, которому уже год подчиняется менеджмент компании. Я занял в совете одно место из одиннадцати и считаю себя равным рядовым членом совета. Я с удовольствием учусь у своих коллег по совету, который стал за короткое время прекрасной площадкой для обмена знаниями и идеями.
Обеспечение принципов независимости управления было необходимым условием для намеченного нами роста бизнеса. Необходимым, но недостаточным. Остальное предстояло сделать команде Forbes Russia. Результаты их работы за год не могут не вызывать глубокого уважения:
мы в три раза увеличили месячную посещаемость Forbes.ru;
мы продолжаем быстро расти в соцсетях;
мы в четыре раза увеличили число событий под эгидой Forbes Club, а созданный нами с нуля департамент внешних мероприятий сегодня представлен на 15 главных национальных событиях;
журнал Forbes сохраняет устойчивую динамику рекламных доходов на падающем бумажном рынке, благодаря серьезному развороту контента в сторону интересов быстро растущих бизнесов.
Прогресс наших продуктов позволил нам выйти в этом году на операционную безубыточность, повысив общую выручку почти на 40%. Но главная ценность этого роста заключается не в самих по себе финансовых показателях, а в том, что он основан на принципах качественной деловой журналистики. Каким бы эмоционально затратным иногда нам ни казался жанр противостояния с могущественными национальными холдингами по результатам наших расследований.
Мы отдаем себе отчет в том, что природа этого роста восстановительная, — следовательно, такая модель роста является конечной. То, что мы делаем сейчас, должны были делать всегда и по умолчанию владельцы и управленцы Forbes.
От издательского дома к экосистеме
Надо признать, что экономически для венчурного инвестора с центром деловых интересов в Кремниевой долине покупка Forbes Russia была бы странной затеей, если бы мы ограничились только восстановлением позиций издания. Опираясь на стратегию головной Forbes Media, мы видим перспективы роста компании в запуске новых продуктов, которые создадут со временем широкую деловую медиаплатформу. Мы уже тестируем рынок — вторую половину уходящего года мы посвятили запуску трех «пилотных» проектов:
Forbes Club становится деловым клубом в традиционном понимании этого бизнеса с платным и лимитированным членством;
мы привлекли инвестиции и подготовили к запуску «Школу миллиардера» — онлайн-образовательную платформу для бизнеса;
мы запустили платформу персонального развития Forbes Ontology для соединения деловой аудитории с лучшими экспертами и специалистами в области личностного роста.
Мы будем и дальше действовать в этом направлении. Наша цель — стать центром притяжения для команд, которые хотят развивать свои мультимедиа-проекты в нашей экосистеме. Для меня очевидно, что это потребует формирования принципиально нового центра компетенций, не равного нашему нынешнему издательскому бизнесу. Мне, как акционеру Forbes Russia, будет очень интересно привнести в консервативный по своему укладу издательский бизнес элементы настоящей венчурной индустрии.
Для операций на рынке медиастартапов мне представляется критически необходимым создать венчурный фонд, который мы структурируем под рабочим названием Media Acceleration Fund. Его задачей будет отбор и поддержка стартапов и проектов на ранних стадиях. Наша компания должна научиться инвестировать и растить прибыльные проекты на медиарынке.
Именно эта структура станет нашим окном в будущее, за пределы того «красного океана», в котором конкурируют сегодня издательские дома. Уверен, что наш инновационно ориентированный совет директоров, в том числе его новые члены Давид Ян и Леонид Богуславский, помогут фонду своим уникальным опытом и экспертизой.
Дополняя основной бизнес Forbes Russia венчурным крылом, мы видим компанию через пять лет не только как деловое издание с безупречной репутацией. Наша цель — стать полноценной мультимедийной платформой, объединяющей десятки лидирующих продуктов для бизнес-аудитории в одной экосистеме.
* Магомед Мусаев — венчурный предприниматель, президент Global Venture Alliance, владелец и член совета директоров Forbes Russia