«Нужно было дать какое-то объяснение этому трешу»: почему Россию на 4 года отстранили от Олимпиад
9 декабря исполком Всемирного антидопингового агентства (WADA) единогласно согласился с рекомендациями Комитета по соответствию WADA: Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) потеряло статус, а Россию на 4 года отстранили от участия в крупных международных соревнованиях уровня Олимпиад и чемпионатов мира. Кроме того, стране запрещено проводить крупные турниры, а также придется выплатить солидный штраф. Комитет спортсменов WADA предлагал еще более жесткие санкции — полный запрет на участие российских атлетов в двух Олимпиадах (в Токио в 2020-м и в Пекине в 2022-м), даже в нейтральном статусе, однако исполком организации принял более сдержанное решение. Forbes объясняет, почему Россию снова дисквалифицировали и что делать дальше.
В чем обвиняют Россию?
Прежде всего уточним: нынешняя кризисная ситуация — не новый допинг-скандал, а продолжение истории, стартовавшей еще весной 2016 года с признаний Григория Родченкова в The New York Times. Бывший глава Московской антидопинговой лаборатории рассказал о глобальной системе манипуляций с допинг-пробами, которая функционировала в России с одобрения госструктур. Самым ярким примером работоспособности этой системы стала, по словам Родченкова, Олимпиада в Сочи, где некоторые российские спортсмены использовали стероидный коктейль, а затем их грязные пробы с помощью спецслужб подменялись на чистые.
Международный олимпийский комитет (МОК) провел несколько длительных расследований, результатом которых стали санкции: на Играх-2018 в Пхенчхане выступала не сборная страны, а «нейтральные атлеты из России».
Однако уже в феврале 2018-го МОК восстановил в правах Олимпийский комитет России (ОКР). Для завершения допинг-скандала оставалось решить вопрос с Российским антидопинговым агентством (РУСАДА), которое лишилось лицензии еще осенью 2015-го — за «несанкционированное уничтожение допинг-проб». В списке требований для восстановления статуса значилась полная реорганизация, в том числе изменение схемы управления и финансирования. С этим РУСАДА справилось. «На основании нескольких успешных аудитов РУСАДА демонстрирует продуктивность и интегрируется с международными спортивными организациям», — говорит Forbes генеральный директор организации Юрий Ганус.
Проблемой оставались два «критически важных» пункта требований — признание выводов комиссии Ричарда Макларена, занимавшейся антидопинговым расследованием, о существовании государственной допинг-программы, и передача аутентичной базы данных Московской антидопинговой лаборатории с информацией о десятках тысяч проб за 2011-2015 годы (ее копию WADA получило от информатора в 2017-м). Компромисс нашли к осени 2018-го. WADA согласилось принять в качестве «признания» письмо министра спорта Павла Колобкова и поверило его обещанию передать базу данных. В сентябре РУСАДА вернули статус соответствия, но «обусловленный». Были назначены дедлайны по передаче базы данных и физических проб.
И тут снова начались проблемы. Сначала Россия сорвала дедлайн — якобы по причине «несертифицированного оборудования», с которым прибыли эксперты WADA. Затем департамент расследований WADA обнаружил следы недавних манипуляций с базой. 89-страничный отчет экспертов зафиксировал и «сфабрикованные данные», и «команды обнуления», и многочисленные удаления файлов, в том числе после июля 2016 года, когда база была изъята Следственным комитетом в рамках уголовного дела против Родченкова. По мнению расследователей WADA, целью редактирования данных было создать видимость заговора Родченкова, его помощника Тимофея Соболевского и системного администратора Московской лаборатории Олега Мигачева «с целью шантажа спортсменов в обмен на сокрытие положительных результатов тестов».
России был направлен внушительный список вопросов, но ни фильм-анимация, ни технический отчет, ни наглядные схемы, подготовленные российскими экспертами, WADA не убедили. Комитет по соответствию рекомендовал исполкому WADA применить к России перечень жестких санкций — от лишения лицензии РУСАДА до запрета на проведение крупных турниров на территории страны. И, конечно, под ударом оказались спортсмены. Принятый в апреле 2018 года Международный стандарт по соответствию антидопинговому кодексу обязывает всех подписавших этот документ (а это и МОК, и спортивные федерации, и другие организации, проводящие соревнования) действовать согласно санкциям WADA.
Как оправдывается российская сторона
Позиция России по данному вопросу выглядит сумбурно. К примеру, в телешоу Владимира Соловьева замдиректора Центра информационных технологий и систем органов власти Юрий Силаев объясняет зафиксированные манипуляции так: системный администратор лаборатории готовил базу данных к работе в 2019 году, совершил ошибку и «чуть-чуть подменил базу», залив структуру для 2019-го в 2016 год.
Более развернутые объяснения содержатся в отчете группы российских экспертов под руководством ректора Московского юридического университета им. О. Кутафина Виктора Блажеева. 12 страниц можно резюмировать в четырех пунктах. Во-первых, аутентичность базы, предоставленной WADA информатором в 2017 году, вызывает сомнения. Во-вторых, до июня 2016 года Московская база удаленно администрировалась ее создателем Олегом Мигачевым, который эмигрировал в США. Третье: российские криминалисты обнаружили встроенный в базу механизм умышленного искажения результатов анализа допинг-проб, управляемый системным администратором, а также программу, «позволяющую в автоматизированном режиме, как локально, так и удаленно… осуществлять подделку файлов формата .pdf…, невзирая на результаты исследований проб и без использования raw-файла». Четвертый вывод экспертов касается манипуляций после 2016 года: все они осуществлены системным администратором «для поддержания надлежащей работоспособности и устойчивости системы».
В WADA эти обоснования не приняли всерьез. «В 24-м пункте опросника WADA к российской стороне зафиксировано, что 9 января 2019 года были удалены тысячи файлов, — комментирует глава РУСАДА Юрий Ганус. — В этой связи говорить о каких-то людях, которые извне вносили изменения, просто смешно. Но России все равно нужно было дать какое-то объяснение этому трешу. Я встречался с представителями российской группы экспертов — и их доводы показались мне совершенно неубедительными».
Что Россия будет делать дальше
У российской стороны есть 21 день на подачу апелляции в Спортивный арбитраж (CAS) в Лозанне. Причем оспорить решение WADA может не только РУСАДА как организация, лишившаяся статуса соответствия. По решению совета учредителей WADA, право на апелляцию получили и ОКР, и федерации, и МОК — словом, все организации, чьи интересы может затронуть решение WADA.
«У нас очень много проблем, они глубоко пустили корни, с ними нужно работать, — рассуждает Юрий Ганус. — Но я могу сказать однозначно, что большая часть действующих спортсменов и специалистов не вовлечены в этот кризис, они стали жертвами. Если есть хоть малейшая возможность что-то сделать, чтобы оставить их в спортивной жизни, надо это делать. Да, шанс мизерный, но надо его использовать. Необходимо найти и представить аутентичную базу и провести расследование, кто и зачем проводил манипуляции с файлами».
Разбирательства в CAS потребуют времени и денег. Услуги одного арбитра, рассматривающего дело (а в сложных случаях привлекают трех), стоят около 20 000 швейцарских франков. Кроме того, на заявителя ложится оплата всех офисных расходов. Еще придется потратиться на логистику (слушания проходят в Лозанне) и на защитника (в среднем около €20 000 за российского специалиста, и минимум вдвое дороже — за зарубежного).
Апелляционную стратегию России предсказать сложно — и в WADA, и в МОК не раз заявили, что считают манипуляции с базой доказанными действиями и осуждают их. Однако руководитель ОКР Станислав Поздняков на проходившем в выходные олимпийском саммите в Лозанне решительно заявил: «В соответствии с правилами Олимпийской хартии наши атлеты будут выступать на Олимпиаде-2020 в составе команды Олимпийского комитета России, поскольку ни в одном документе по расследованию дела о передаче базы данных не зафиксировано и не упоминается, что против ОКР предъявляются какие-либо обвинения или претензии».
Если CAS не согласится с доводами российской стороны, спортсмены из России смогут выступать на главных соревнованиях уровня Олимпиады и чемпионата мира только с санкции WADA и под нейтральным флагом. Причем, возможно, отсылки к стране, как это было в Пхенчхане, в названии уже не будет. Замглавы РУСАДА Маргарита Пахноцкая предполагает, что будет использоваться аббревиатура ANA — «авторизованный нейтральный спортсмен». С ограничениями придется столкнуться и футбольной сборной — если в случае с Евро-2020 Россия сможет и принять матчи первенства, и участвовать в соревновании под своим флагом (континентальных первенств санкции WADA не касаются), то на ЧМ-2022 в Катаре российская сборная сможет участвовать, в случае прохождения квалификации, только под нейтральным флагом.
В ближайшее время WADA, вероятно, сформулирует «дорожную карту» для восстановления РУСАДА, а с ним — и полноценного спортивного статуса страны. «Я реально теряюсь в догадках, что в ней будет, потому что предмет лишения соответствия очень сложный, — объясняет Ганус. — Требования не касаются РУСАДА, потому что к нам претензий нет. Мы не будем ни под какими ограничениями. Да, будет мониторинг относительно независимости РУСАДА. Но наш функционал не изменится, мы будем участвовать во всех расследованиях, тестированиях и прочих задачах».
- Разоружиться перед WADA: у России остался единственный способ уменьшить последствия допингового скандала
- «Это не насморк». Глава РУСАДА Юрий Ганус о тяжелых последствиях новых допинговых обвинений в адрес России