К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Это не мои «Звездные войны»: как Disney борется за любовь фанатов культовой киносаги

Фото Disney
Фото Disney
Студия-гигант за шесть лет владения франшизой Lucasfilm убедилась: фан-база «Звездных войн» почти никогда не бывает довольна новыми сюжетами, героями и авторами киносаги. Что Disney делает, чтобы завоевать лояльность непримиримой аудитории?

19 декабря на экраны выйдет девятый эпизод культовой киносаги «Звездные войны» — «Скайуокер. Восход». Это третий по счету фильм в серии, снятый Disney после покупки студией компании Джорджа Лукаса Lucasfilm за $4 млрд в 2013 году. Помимо полнометражных лент из основной сюжетной линии, Disney за эти годы сняла несколько спинофф-картин об отдельных персонажах вселенной «Звездных войн», а осенью 2019-го на своем новом стриминговом сервисе начала показ сериала «Мандалорец», подарившего миру умилительного героя из расы магистра Йоды. Также студия продала миллионы лицензионных игрушек и открыла несколько парков аттракционов по мотивам саги в «Диснейлендах». Коммерческие перспективы придуманного Лукасом бренда, казалось, не должны вызывать у Disney никакой тревоги. Однако на деле студии приходится прикладывать огромные усилия, чтобы соответствовать уровню ожиданий фан-базы «Звездных войн». Как компания справляется с тем, чтобы не превратиться в глазах поклонников саги в «империю зла», разобралась газета The Wall Street Journal. Forbes выбрал самые интересные места из материала коллег, посвященного болезням роста вселенной «Звездных войн».

  • Об особом статусе «Звездных войн», связанном с трепетным отношением фанатов к канону киносаги, в Disney задумались сразу после сделки с Лукасом. По данным WSJ, еще в 2013-м на встречах с подчиненными креативный директор студии Алан Хорн обращал внимание сотрудников на то, что компании важно не просто продать миллионы игрушечных экземпляров дроидов BB-8 — нужно обязательно доказать фанатам, что этот обаятельный персонаж внедрен в матрицу фильма не только ради коммерческих успехов. Слишком сильный акцент на маркетинговых задачах поклонники моментально заметят и нарекут Disney «империей зла», предупреждал топ-менеджер.
  • Если с первым фильмом трилогии Disney — «Пробуждением силы» 2015 года — тревоги оказались напрасны (в США лента установила рекорд по «домашним сборам» с бокс-офисом $937 млн), то все последующие ленты саги, созданные под крылом студии, зрители приняли более сдержанно: в 2017-м «Последние джедаи» собрал на в Штатах на 33% меньше предшественника, а спинофф про Хана Соло и вовсе еле отбил бюджет. Планы на период после выпуска «Скайуокера. Восход» компания и вовсе пока не разглашала.
  • То, насколько болезненно фан-база «Звездных войн» воспринимает нарушения канона, Disney узнала вскоре после покупки Lucasfilm, рассказал WSJ консультант, работавший со студией. Общественное мнение о картине может быть сформировано еще до премьеры, на основе слухов, циркулирующих на профильных форумах. «Люди буквально сходят с ума из-за любой мелочи», — комментировал этот парадокс гендиректор Disney Боб Айгер в мае 2019-го.
Сериал «Мандалорец» фан-базе «Звездных войн» пришелся по душе
Сериал «Мандалорец» фан-базе «Звездных войн» пришелся по душе·Фото Disney
  • Примеры такого «сумасшествия» — реакция на «Последних джедаев», которые вызвали в соцсетях мощный негативный отклик за неуважение к традициям «Звездных войн» и чрезмерный крен студии в сторону политической корректности. По мнению таких критиков, выбор в пользу афробританца и женщины на главные роли в картине — дань движениям за права чернокожих и женщин, а не диктуемая сюжетной логикой необходимость. В результате авторы ленты и актеры столкнулись в соцсетях с волной оскорбительных комментариев расистского и мизогинического толка.
  • За выпуск спиноффа «Соло» в мае 2018-го фанаты раскритиковали Disney по другой причине — студия слишком сильно разогнала производственные темпы, ориентируясь не на канон «Звездных войн», а на собственные конвейеры Pixar и Marvel Studios, которые уже много лет подряд выпускают новинки с регулярностью, невиданной во вселенной имени Джорджа Лукаса. Так что премьера «Соло» всего через пять месяцев после выхода на экраны «Последних джедаев» закономерно привела к оттоку фан-базы из кинотеатров. Причем руководство Lucasfilm предвидело подобную реакцию и уговаривало «большого брата» повременить со спиноффом хотя бы до Рождества-2018. Однако его не послушали.
  • В Lucasfilm вообще было принято начинать думать над следующим сценарием лишь после выпуска предыдущего фильма. Такой «расточительности» Disney не мог себе позволить. При этом между студиями периодически возникало недопонимание: например, когда специалисты по разработке видеоигр из Disney обратились в Lucasfilm за советом по игре по мотивам «Пробуждения силы», те признались, что пока сами не знают, о чем будет ближайшая лента саги, рассказали источники WSJ.
Disney не поспела за хайпом по персонажу Бэйби-Йоды
Disney не поспела за хайпом по персонажу Бэйби-Йоды·Фото Disney
  • Осторожность и предусмотрительность Disney тоже не всегда играет на руку бренду. Например, студия своевременно не озаботилась изготовлением игрушек и других товаров с изображением маленького представителя расы Йоды из «Мандалорца». Между тем сериал оказался невероятным успехом и помог Disney+ быстро собрать аудиторию в 10 млн подписчиков, а также получить одобрительные отзывы от фан-сообщества. В итоге в интернете стремительно расцвел «черный рынок» мерчендайза с Бэйби-Йодой, так что студии пришлось экстренно доводить до ума собственные разработки.
  • Из-за того, что Disney всегда требует от Lucasfilm внятных сценариев новых картин с продвижением сюжета вперед и классическим голливудским нарративом, у режиссеров зачастую остается слишком узкий зазор для удовлетворения творческих амбиций. Отсюда — чехарда с назначением режиссеров: за годы, прошедшие с момента поглощения Lucasfilm, около десятка звездных авторов не довели до конца работу над «Звездными войнами», несмотря на шанс поработать с астрономическими бюджетами под $200 млн. Последний пример — нанятые во франшизу демиурги киновселенной «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс.
  • Политкорректность — еще один фронт для Disney, которая стремится идти в ногу со временем и выдвигать на первые роли не только белых мужских персонажей. Это приводит в ярость часть фанатов, так что некоторым участникам этого внутреннего движения за расширение рамок канона приходится сталкиваться с негативом. Например, актриса корейского происхождения Келли Мари Трэн была вынуждена удалить аккаунты в соцсетях из-за потока расистских и сексистских оскорблений в свой адрес после выхода «Последних джедаев».
  • Социальные сети вообще зачастую настроены к новой эпохе «Звездных войн» агрессивно. Например, графический дизайнер из Лос-Анджелеса Вито Гезуалди записал на YouTube ролик с объяснениям причин того, почему, по его мнению, «Последние джедаи» — «кинематографический провал». Видео в итоге собрало около 8 млн просмотров. Гезуалди признался WSJ, что только на рекламе, встроенной в ролик, за год заработал больше, чем ему было необходимо для аренды жилья.
  • В дискуссиях по поводу недостатков последних «Звездных войн» поучаствовали даже российские «тролли», которые вносили хаос в обсуждения фильмов в соцсетях, утверждает научный исследователь из Университета Южной Калифорнии Мортен Бэй. По его данным, «тролли» разжигали дискуссии между сторонниками и противниками продукции Disney в доказательство того факта, что «Америка разделена».
  • В то же время активисты движений в защиту прав меньшинств критикуют Disney за, напротив, слишком консервативное видение сюжета. Например, таких скептиков возмутил тот факт, что в «Последних джедаях» не был сделан акцент на теме сексуальной ориентации вице-адмирала Эмилин Холдо, которая, согласно сценарию, являлась пансексуалом. «Людям не нужен главный герой, с которым они ассоциировали бы себя — просто любой персонаж в фильме, — объяснил WSJ поклонник саги Джефф Ласситер. — Но критики все равно кричат: «Это не мои «Звездные войны»». И я спрашиваю у них: а почему фильм должен быть «ваш», а не «мой»?»
  • «Скайуокер. Восход» снимает творческий куратор всех диснеевских «Звездных войн» Джей Джей Абрамс, ему же Disney ранее доверил первую ленту трилогии — и ставка сыграла. Абрамс — признанный мастер аккуратного обращения с культовым сайфай-наследием и компромиссная фигура в глазах фан-базы. В то же время Боб Айгер, по данным WSJ, уже заявил, что следующие ленты саги должны быть более понятны человеку «со стороны», а не из вселенной Джорджа Лукаса. «Нельзя сделать счастливыми сразу всех», — констатировал гендиректор Disney.

На холодный день: главные кинопремьеры этой зимы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+