«В 90-е было легче»: как оценивают изменения в российском бизнесе миллениалы и бумеры
Более половины российских бизнесменов (52%) считают, что по сравнению с 1990-ми годами вести в России бизнес стало сложнее, свидетельствует опрос исследовательской компании НАФИ, проведенный по заказу PwC. В опросе приняли участие 1001 бизнесмен, причем в число респондентов попали две группы предпринимателей: родившиеся в 1957-1963 годах и в 1980-1991 годах. Результаты опроса приводятся в исследовании PwC «Из тени в свет перелетая»: российский бизнес за минувшие 30 лет глазами его «отцов» и «детей» (есть у Forbes).
При этом взгляд на изменения, произошедшие с российским бизнесом за последние 30 лет, у разных поколений различается. Поколение 60-летних бизнесменов в основном считает, что вести в России бизнес в 1990-е было сложнее (так ответили 59% опрошенных), в то время как среди более молодых бизнесменов разделяют эту точку зрения только 38%. Из этой группы респондентов 55% говорят, что сейчас вести бизнес в России сложнее, чем тридцать лет назад, еще 7% — затрудняются с ответом.
Главное, что изменилось в худшую сторону, и по мнению 60-летних, и по мнению миллениалов — это уровень налогообложения (это в числе негативных факторов отметили 25% «отцов» и 31% «детей»). Также представители обоих поколений отметили административные барьеры, которые появились сейчас (20% и 24% соответственно) и ограничивающие законы (15 и 14%). Те бизнесмены, кто считает, что вести бизнес стало легче, обратили внимание на доступность услуг и прозрачные схемы (таких оказалось почти половина в обеих возрастных группах), а также отсутствие криминала — этот фактор назвали 20% старшего поколения бизнесменов и 16% предпринимателей-миллениалов.
Жизнь или репутация
Главными рисками ведения бизнеса в 90-е респонденты назвали убийства, физическое насилие и угрозу безопасности для членов семьи. Сейчас главные угрозы другие: это потеря деловой репутации, тюремное заключение или вынужденная эмиграция.
Большинство молодых бизнесменов (59%) уверены, что в 1990-е годы вести успешный бизнес в соответствии с законом было невозможно. Непосредственные участники событий с ними согласны — в группе 60-летних бизнесменов также ответили 56%. В то же время, в полностью легальный успех в бизнесе сегодня верят 39% «молодежи» и 48% «отцов». Среда для бизнеса сильно поменялась, признают респонденты. «В 90-е годы в кармане всегда должна было лежать около $100, чтобы откупаться от милиционеров», — вспоминает партнер PwC Тэм Басуниа.
Что касается уровня коррупции, то здесь представители обоих поколений позитивных изменений не видят. Бизнесмены 90-х (46%) в основном считают, что уровень коррупции за 30 лет не изменился (позитивную динамику видят только 17%). Почти столь же пессимистичное видение у бизнесменов-миллениалов — 39% из них считают, что с коррупцией все стало только хуже, и только 24% уверены в обратном.
Новые ценности
Нынешнее поколение молодых бизнесменов главными качествами для бизнеса называют образование и целеустремленность, для бизнесменов старшего поколения — способность идти на риск и находчивость.
Респонденты чаще описывают современного бизнесмена в позитивной терминологии — «ответственный» (62 %), «компетентный» (71 %), «честный» (48 %) в отличие от представителей бизнеса 90-х, которых называют «вор/бандит» (62 %) и «нахал» (56 %).
Исследование зафиксировало разное восприятие качества топ-менеджмента среди бизнесменов. 50% респондентов считают, что опыт начала 90-х годов полезен для успешного руководства бизнесом в наше время. Однако 42% респондентов считают, что предпринимателям, которые работают с 90-х годов, трудно руководить современным бизнесом.
Государство не убило веру в бизнес
60% респондентов верят в частный бизнес и лишь 28% опрошенных считают более эффективными госпредприятия. При этом 68% респондентов считает госрегулирование чрезмерно строгим и уверены, что бизнесу нужно дать больше свободы.
«Участие государства в бизнесе и капитале сейчас очень существенно, многие крупные компании принадлежат государству напрямую либо им контролируются. Есть проблемы с защитой права собственности, не слишком эффективна судебная система. Тем не менее, в сравнении с 1989 годом российский бизнес достаточно уверенно стоит на ногах, и речь не только о сырьевом секторе. Есть большое желание диверсифицировать экономику, но здесь успехи пока не столь заметны», — цитируется в исследовании бывший замминистра финансов Сергей Шаталов.
Представители обоих поколений сошлись в том, что по ряду параметров ведение бизнеса в России улучшилось за 30 лет благодаря росту макроэкономической стабильности, упрощению процедур для открытия бизнеса и увеличению доступности кредитов. Однако хуже обстоят дела с ценами на топливо и электричество, а также с квалификацией наемных работников, отметили респонденты.
Поменялись и задачи бизнеса. «Сейчас у нас застой, как в 70-е годы: тоскливо, маржинальность бизнеса намного ниже», — отмечает Рясова. Рентабельность снизилась: сейчас нужно искать, как можно сократить затраты, но можно нарастить выручку благодаря консолидации, констатирует Демина.
- Трудоголики, перфекционисты и невротики. Как менталитет 90-х повлиял на то, что мы все выгорели
- Рожденные в СССР: почему российские миллиардеры не любят вспоминать 90-е
Деградация или будущий рывок
Большинство респондентов оптимистично оценивают будущее отечественного бизнеса в ближайшие 30 лет: более 56 % респондентов считают, что в следующие он будет успешно развиваться, 19% считают, что он будет деградировать, 20% — что он останется в нынешнем состоянии. При этом оптимизм демонстрируют представители обоих поколений. По мнению опрошенных, лучше всего будут развиваться информационные технологии (87%), энергетика (69%) и торговля (68%).
На вопрос — что нужно сделать, чтобы бизнес в России успешно развивался, 22% всех респондентов назвали ослабление госрегулирования, 20% — снижение налогов, 14% — выделение господдержки, 9% — кредиты на выгодных условиях, 6% — повышение квалификации специалистов и борьбу с коррупцией и с кумовством, 4% — снятие санкций и изменение законодательства в сфере предпринимательства. Среди факторов, которые помешают развитию бизнеса в России, участники опроса назвали высокие налоги (24%), госконтроль (13%), коррупцию (12%) и отсутствие господдержки (8%).