LinkedIn для рабочего класса: как бывший мойщик посуды превращает соцсеть для «синих воротничков» в бизнес на $1 млрд
Саша Контрерас была в отчаянии, когда ей пришлось покинуть работу в клиентской поддержке Xerox за $12 в час. В феврале 2016 года ее муж стал главным поваром в казино в Миссисипи и им пришлось переехать туда из штата Вашингтон. Год спустя она обнаружила, что после 17 лет брака он закрутил роман на стороне. Оставшись одна и без работы, она «гуглила» свободные вакансии, прерываясь только на сон. Так она наткнулась на Jobcase, социальную сеть для поиска вакансий рабочего и обслуживающего персонала.
«Этот сайт буквально изменил мою жизнь», — говорит 55-летняя Контрерас. Бесплатная регистрация предоставила ей доступ к миллионам вакансий и ленте полезных постов, написанных незнакомцами, многие из которых справлялись с поиском работы в одиночку. В конце июля 2017 года она получила работу в клиентской поддержке, которая приносила $10 в час. Два года спустя благодаря Jobcase она нашла другую работу в клиентском сервисе, которая приносит $13 в час. Она ежедневно заходит на Jobcase, хотя сейчас и не планирует менять работу. «Если я увижу что-то, что меня затрагивает, я отвечу, потому что помню, каково было находиться в поиске», — говорит она.
«Это то, что мы должны сделать для всех», — говорит Фредерик Гофф, основатель и руководитель Jobcase, услышав историю Контрерас. В 2015 году, основав компанию в Кембридже, штат Массачусетс, он решил сделать то, чего не смог добиться LinkedIn, — создать сайт, на котором 80% американцев трудоспособного возраста без диплома о четырехлетнем высшем образовании смогут общаться, находить работу и строить карьеру.
Гофф привлек $118,5 млн, а Pitchbook оценивает Jobcase в $445 млн. Выручка, которую в прошлом году Гофф оценил в $100 млн, поступает от 2000 компаний, включая Amazon, Pizza Hut и FedEx. Они платят от $199 за публикацию одной вакансии до $5000 за ярмарку вакансий, организованную Jobcase.
Jobcase уже привлек 110 миллионов из 197 миллионов американцев, на которых он нацелен, и Гофф планирует вывести сайт на международный уровень в ближайшие полтора года. В странах «большой двадцатки» 84% жителей не имеют высшего образования. Он говорит, что выход на новые рынки позволит его компании быстро достичь миллиарда участников и оценки в $1 млрд.
52-летний Гофф знаком с трудностями, с которыми сталкиваются пользователи Jobcase. Его отец, бывший морской пехотинец, ремонтировал коробки передач на заводе Chrysler в Толидо (штат Огайо), а потом стал продавцом страховых полисов. Гофф окончил магистратуру в Университете Карнеги-Меллон, но его выпуск пришелся на рецессию 1990 года, и на протяжении четырех месяцев он мыл посуду в Толидо. Некоторое время он работал трейдером опционов в Нью-Йорке, а потом получил вторую степень магистра менеджмента технологий в Массачусетском технологическом институте. Он пережил вторую рецессию и согласился на позицию директора по инвестициям в энергетической компании из Оклахома-сити — работа, которой он на самом деле не очень хотел заниматься. Позднее Гофф занял пост гендиректора хедж-фонда Percipio Capital Management в Оклахоме. Когда компания потерпела крах во время финансового кризиса 2008 года, он убедил партнеров поддержать его новый проект Percipio Media, фирму, которая создавала простые доски объявлений с вакансиями, где были собраны публикации с других сайтов.
Компания была успешна, но в 2014 году на конференции специалистов по кадрам в Лас-Вегасе он понял, что люди, которые читают его доски объявлений, нуждаются в помощи. LinkedIn с его приглаженными профилями, похожими на резюме, ничего не мог предложить его приятелям из Толидо, трудившимся в копировальном центре. Гофф отделил доски объявлений Percipio в дочернюю компанию, реорганизовал команду и запустил Jobcase. Он говорит, что его приоритетом было построение «сообщества». Основа сайта — поток постов, который оказал Саше Контрерас эмоциональную поддержку, когда она на протяжении пяти месяцев искала работу.
Сколько участников нашли работу через сайт? Из 31 человека, опрошенного для этой статьи, всего двое нашли работу через Jobcase. Но все сказали, что им нравится сообщество. «Это отличный форум, чтобы выговориться», — рассказывает 51-летняя Ронда Йетс, участница, которая через другой сайт нашла позицию диспетчера производства у поставщика упаковочных материалов в Лексингтоне, штат Кентукки.
Большинство участников не сообщают о том, что нашли работу, но Гофф полагает, что за последний год миллион человек, или 1% от общего числа участников, получили рабочее место через Jobcase. Такое низкое соотношение не отпугивает работодателей. Во времена рекордно низкой безработицы компании не надеются, что публикация вакансии сразу привлечет кандидатов, как объясняет Дж. Р. Келлер, преподаватель управления персоналом из Корнелла. «Компании так нуждаются в действительно хороших специалистах, что, если у вас есть сообщество из ста миллионов человек, они опубликуют вакансию, просто потому что не хотят упускать возможность», — говорит он.
По словам Гоффа, Jobcase всегда приносил прибыль, но с начала 2018 года он вливал деньги в привлечение новых участников. В июне он стал спонсором общегородской ярмарки вакансий от Chicago Urban League и в результате привлек 8000 новых участников.
Гофф мечтает о мире, где Jobcase настолько популярен, что работники используют платформу, чтобы настаивать на лучших условиях труда. «Мы хотим поддерживать капитализм, выдвигая на первое место не только интересы акционеров, но и интересы работников, — говорит он. — Все начинается с участников».
Перевод Натальи Балабанцевой