«Я танцевал макарену, пролетая над Лас-Вегасом»: пассажиры рассказали о самом долгом прямом рейсе в истории
Qantas Airways провела первые испытания в рамках проекта Sunrise («Восход солнца»). Принадлежащий ей самолет Boeing Dreamliner выполнил прямой рейс Нью-Йорк — Сидней, преодолев более 16 200 км за 19 часов и 16 минут. На борту лайнера находились 49 человек — члены экипажа и пассажиры, согласившиеся поучаствовать в эксперименте. Среди них были журналисты, которые подробно описали перелет. Forbes пересказывает их впечатления.
Австралийская авиакомпания впервые испытала самый долгий прямой перелет в истории
Начало полета
«Наш самолет превратили в летающую лабораторию», — пишет журналист Bloomberg Ангус Уитли. «Цель полета состоит в том, чтобы максимально быстро адаптироваться к часовому поясу нашего пункта назначения, поэтому мы сразу же переводим часы на сиднейское время, — описывает он подготовку к взлету. — Дремать нельзя. В салоне включен свет, и нам объявили, что мы проведем без сна не меньше шести часов — пока в Австралии не наступит вечер».
Самолет вылетает из Нью-Йорка в 21.08 по местному времени, и, по словам Уитли, вскоре после взлета у некоторых участников экспериментальной группы возникают трудности. Это шесть человек, которых Qantas выбрала из числа часто летающих пассажиров. «Морские свинки на испытательных полетах Qantas», — называет их сотрудник австралийской газеты The Sydney Morning Herald Патрик Хатч, который также летел этим рейсом. Во время тестового полета эти люди должны есть, спать и передвигаться по строгому графику и выполнять различные тесты на внимательность на iPad. Но уже через несколько минут после взлета один из испытуемых начинает клевать носом, пишет Уитли: «Честно говоря, я чувствую его боль. Возможно, в Сиднее и середина дня, но мое тело говорит мне, что в Нью-Йорке близится полночь».
Спустя два часа после взлета пассажиров впервые кормят. Пассажирам подают острые блюда. «Предполагается, что специально продуманные блюда разбудят меня, — объясняет Уитли. — Порция вкусных вареных креветок с перцем чили и лаймом походит на нежную кулинарную пощечину. Пряная китайская треска с жасминовым рисом и кунжутом повторяет действие взрыва. Моментально я просыпаюсь». Употреблять алкоголь на борту не рекомендуется, пишет Хатч.
Все пассажиры самолета, включая журналистов, находятся в бизнес-классе. Шестеро испытуемых размещены на одной стороне салона. Уитли решил тоже проверить свое состояние и потому заранее взял с собой в самолет тонометр, прибор для измерение сердечного ритма, а также тест на память и анкету для измерения настроения. Первые же его измерения показывают, что давление повысилось, а частота сердечных сокращений выросла. На настроение журналист пока не жалуется, но признает, что оно постепенно ухудшается.
Первые упражнения и танцы
Через три часа физический дискомфорт становится ощутимым, пишет Уитли: один из испытуемых, задремавший в начале полета, перестал бороться с организмом и спит, другие пассажиры встают со своих мест, чтобы сохранить бодрость. Четыре часа полета, и профессор Сиднейского университета Мэри Кэрролл, которая следит за состоянием участников эксперимента, предлагает пассажирам выполнить физические упражнения. По команде специалиста люди «во имя науки» выполняют вертикальные отжимания в пустых рядах эконом-класса и растягиваются, опираясь на тележки с едой в камбузе.
Пассажиры чередуют растяжку, приседания, а затем переходят к танцам, пишет Хатч из The Sydney Morning Herald. По словам журналиста, через несколько часов после вылета он начал «отключаться», но после физической активности почувствовал себя заново родившимся. «Я танцую макарену в проходе практически пустого реактивного самолета, пролетая над Лас-Вегасом на высоте 10 972 метра», — описывает он. Его коллега из Bloomberg в свою очередь замечает, что происходящее на борту «похоже на кабаре». По расчетам врачей, выполнять упражнения во время почти 20-часового перелета надо как минимум четыре раза.
Внимание организаторов эксперимента уделено состоянию не только пассажиров, но и членов экипажа. «Экипаж также находится под микроскопом, у четырех пилотов с помощью мозговых мониторов и эксплуатационных тестов измеряют уровень усталости и продуктивности. Ученые из Исследовательского центра кооперативных исследований также берут пробы мочи у пилотов до, во время и после полета, которые проверяют на мелатонин — гормон, который регулирует часы организма», — пишет Хатч. По его словам, пройдет еще несколько дней, прежде чем станет понятно, избежали ли участники полета «худших последствий смены часовых поясов».
Второй раз пассажиров кормят через семь часов после начала полета. Теперь уже им приносят тяжелую, богатую углеводами пищу, чтобы люди после плотного ужина захотели спать. «Суп из сладкого картофеля с сметаной — густой и роскошный, сэндвич с жареным сыром впечатлил меньше. Шеф-повар в самолете говорит мне, что он готовил нам еду три дня. Наконец-то свет в салоне гасят — кажется, что меня освободили. Я отключаюсь на шесть часов», — пишет Уитли, отмечая, что прежде ему не доводилось так долго спать в самолете без пробуждения.
Четырнадцать часов в воздухе
Проснувшись, журналист вновь измеряет пульс и давление. Тесты показывают, что его состояние в норме, а настроение после сна улучшилось. Находящийся на борту гендиректор Qantas Airways Алан Джойс рассказал Уитли, что если эффективность такого режима питания и сна при длительных перелетах будет доказана, авиакомпания будет примерять его и на других многочасовых маршрутах. По словам Джойса, «хитрость заключается в том, чтобы удовлетворить тех, кто хочет пить и дремать».
Глава Qantas Airways добавил, что сейчас перевозчику нужны самолеты, которые смогут выполнять сверхдлинные рейсы с полной загрузкой. Пока пассажиры столь продолжительных рейсов не могут лететь с багажом — самолету нужно много топлива, чтобы преодолеть большое расстояние без дозаправки. Поэтому бронировать билеты для кругосветного путешествия рано, отметил Джойс. Изначально он мечтал превратить эти сверхдлинные рейсы в летающие отели со спальными местами или тренировочной зоной. Однако от такой мечты пришлось отказаться, поскольку в этом случае прибыль не покрывала бы всех расходов, пишет Bloomberg.
Для испытательного перелета на Boeing Dreamliner загрузили, как пишет Bloomberg, максимально возможный объем топливо — примерно 101 тонну. Это включая 6 тонн на непредвиденный случай — столько топлива хватило бы, если бы самолету пришлось провести еще 90 минут в воздухе дополнительно. Чтобы снизить вес, самолет летел без багажа, а еда и напитки были ограничены.
Последние часы и приземление
Завтрак на борту подали через 17 часов после вылета из Нью-Йорка. Пассажирам предложили кашу, пюре из авокадо, салат и другие легкие блюда. Австралийский инвестор Ник Мол, ставший одним из испытуемых, говорит Уитли, что спал почти восемь часов и чувствует себя хорошо. Он даже предположил, что смог бы провести весь день после перелета на работе.
Самолет прибывает в Сидней в 7:42 по местному времени. После посадки журналист Bloomberg отметил, что этот перелет он перенес лучше рейса из Сиднея в Нью-Йорк с пересадкой в Лос-Анджелесе, которым он летал несколько дней назад. «Лично я бы выбрал прямой рейс Сидней — Нью-Йорк. Но это не устраивает всех: требуется дисциплина и работа, чтобы придерживаться режима без сна в первой половине этого полета», — заключил Уитли.