Хабиб Нурмагомедов оформился в статусе суперзвезды UFC почти одновременно с началом промоушена компании в Россию. В январе 2018-го было объявлено, что UFC бронирует «Олимпийский» на сентябрь, а в апреле Хабиб победил Эла Яквинту на турнире UFC 223 и стал чемпионом организации, заработав $500 000. 15 сентября 2018-го прошел первый турнир UFC в Москве, а через три недели Хабиб подрался с Конором Макгрегором в Лас-Вегасе и стал соучастником самого продаваемого турнира в истории UFC (продано 2,4 млн платных трансляций по цене до $55-65 за каждую). После этого даже сам Нурмагомедов отмечал, что, несмотря на его желание подраться в России, UFC вряд ли пойдет на такой шаг.
Один из главных источников дохода UFC — продажа платных трансляций (PPV). Чтобы трансляции продавались максимально хорошо, бои нужно проводить в удобное для американской телеаудитории время — в субботу вечером. Именно поэтому UFC с неохотой проводит большие турниры в других часовых поясах. Глава российского UFC Андрей Громковский в одном из интервью отметил, что трансляция в дневные часы уик-энда в США (то есть вечером по московскому времени) неудобна для американских зрителей и это может негативно сказаться на результатах PPV. Некоторое время назад в кулуарах обсуждалось, что кто-то из российских спонсоров может компенсировать UFC упущенную выгоду при проведении турнира в Москве. Но в апреле 2018-го Хабиб стал чемпионом UFC в Бруклине, а через полгода в Лас-Вегасе заставил сдаться Конора Макгрегора. Бой в России был отложен на неопределенный срок, а через некоторое время поступило заманчивое предложение из ОАЭ.
- «Не ждите подгона от судьбы»: как Хабиб Нурмагомедов возглавил рейтинг Forbes
- Хабиб Нурмагомедов побил рекорд Федора Емельяненко. И снова выпрыгнул из клетки
Весной 2019 года стало известно, что UFC подписал соглашение с департаментом культуры и туризма Абу-Даби. Компания взяла на себя обязательство провести несколько мероприятий в течение 5 лет, а холдинг Abu Dhabi Media получил эксклюзивные права на показ турниров в регионе. Глава департамента культуры и туризма Мохаммед Халифа Аль Мубарак отметил, что сотрудничество с UFC направлено на привлечение в город туристов из числа поклонников единоборств. Финансовые детали сделки не разглашаются, но готовность Абу-Даби вкладываться в собственное продвижение можно оценить по другим проектам. Так, осенью 2017-го в городе открылся филиал Лувра — и только франшиза музея обошлась эмирату в $500 млн.
Вероятно, UFC тоже заключил выгодную сделку. Как минимум об этом говорит гонорар Нурмагомедова за бой. Со слов отца Хабиба, он в 3-3,5 раза больше гарантированной выплаты за бой с Конором, то есть около $6 млн — в истории UFC никому еще столько не платили.
Попадание Нурмагомедова в главный бой турнира в Абу-Даби легко объяснить. Хабиб — мусульманин и активно пропагандирует ценности своей религии в соцсетях и публичных выступлениях, поэтому особенно популярен в исламских странах. Люди из Абу-Даби готовы платить за выступления Нурмагомедова, а Хабибу больше не нужен Конор, чтобы получать большие деньги за бои.
Бой в Абу-Даби в сентябре стал для Хабиба первым из 12 в UFC, когда он дрался в близком к Москве часовом поясе. Нурмагомедов вышел в клетку против Порье в 23:30 по московскому времени в субботу вечером — и вдруг оказалось, что именно это смотрят на каждом пятом включенном телевизоре страны. По данным РБК, суммарная аудитория боя Хабиб — Порье составила около 26 млн человек. На «Первом канале» его посмотрели 23,9% телезрителей в возрасте от 14 до 59 лет. Кроме того, в некоторых городах бой показывали в кинотеатрах (сети «Кино Okko» и «Каро») — и все билеты были распроданы.
Для сравнения, бой Кличко — Поветкин в 2013 году показал на «Первом» долю в 33%, став самым просматриваемым спортивным событием 2013 года. В 2014-м на открытии Олимпиады зафиксировали долю 35%. В 2017-м лидером по этому показателю стала трансляция матча Кубка конфедераций Россия — Португалия. Четвертьфинал Россия — Канада на чемпионате мира по хоккею 2018 года смотрели 24,5% от всех включивших телевизор. При этом Хабиб обходит все трансляции, кроме хоккейных, с Олимпийских игр в Пхенчхане и имеет схожие показатели с некоторыми матчами чемпионата мира по футболу 2018: Германия — Мексика или Бразилия — Швейцария.
И эти цифры не должны удивлять. Один из самых популярных спортсменов страны впервые попал в прайм-тайм российского ТВ и показал, что ММА вполне может конкурировать с привычными видами спорта. Бои Нурмагомедова стали большим событием за пределами микромира ММА. Теперь Хабиб — это и 21% зрителей «Первого канала», и обложка Forbes, и самый популярный россиянин в инстаграме (после боя — 17 млн подписчиков), и человек, с которым в Махачкале встречается президент России. Нурмагомедов интересен сразу нескольким аудиториям, но при этом он не дрался в России вызывающе долго — с октября 2011 года.
Официально UFC пришел в Россию в начале 2018-го. Соучредителями совместного предприятия стали Российско-китайский инвестиционный фонд и Mudabala Investment. С тех пор в России прошло два турнира. В числе партнеров мероприятий отметилась букмекерская контора Parimatch и автопроизводитель Toyota. И есть все основания полагать, что спонсоров у UFC Russia вскоре может прибавиться, а привезти бой Хабиба в Россию станет вызовом сразу для нескольких крупных компаний. Гонорар Нурмагомедова в $6 млн выглядит аномально большим для ММА, но приемлемым для российской спортивной индустрии. К примеру, в 2016 году девелопер Андрей Рябинский выигрывал торги по организации боя Александра Поветкина против Деонтея Уайлдера со ставкой в $7,15 млн, а Камил Гаджиев оценивал бюджет турнира с участием Федора Емельяненко в $5 млн. В 2019-м у UFC запланировано еще одно событие в России, его примет «ЦСКА Арена» 9 ноября. В 2020-м в России должно пройти еще два мероприятия UFC, и что-то подсказывает, что одно из них будет очень большим. Когда Хабиб оказывается в клетке, там обычно нет места интриге, но теперь она точно будет: вместе с соперником Нурмагомедова на настиле октагона окажется чей-то логотип.