Экономика «боев без правил»: сколько боец ММА тратит на подготовку к бою и лечение после
После Абу-Даби, где Хабиб Нурмагомедов защитил чемпионский пояс в легком весе, UFC отправился в Канаду. В выходные в Ванкувере пройдет турнир, в главном бое которого выступит полутяжеловес (до 93 кг) Никита Крылов. Его статистика в ММА: 25 побед, 6 поражений. За последний год Крылов провел два боя: на первом российском турнире UFC в Москве осенью 2018-го проиграл, а весной 2019-го в Атланте одержал победу. Спортсмен рассказал Forbes, сколько платит врачам и тренерам, чтобы подготовиться к бою, и кто оплачивает его расходы.
Медицина
Бой в Москве оставил мне большое количество проблем со здоровьем. Он стал пятым за 15 месяцев, а это сложный график. Мы с командой слишком поздно поняли, что организм не справляется — только в середине тренировочного лагеря, когда контракт на бой был уже подписан и я не мог сняться. Когда-то я уходил из UFC — ради боя в Москве, а тут получил предложение стать одним из хедлайнеров первого турнира UFC в России. От такого не отказываются.
Так что в первые месяцы после поражения медицина была одной из главных статей расходов. Мы не пользовались страховкой UFC, потому что хотели восстановиться как можно быстрее, искали своих врачей. Главная проблема — 11-миллиметровая межпозвоночная грыжа. Нашли специалиста в Самаре, который умеет их устранять. Один сеанс стоил 3500 рублей, плюс дорога и проживание. В итоге получилось около 90 000 рублей за всю поездку.
Устранили грыжу, я отдохнул психологически, и, чтобы начинать новую подготовку, нужно было пройти эндокринологическое исследование — оно стоило $800. Основываясь на его результатах, ты можешь планировать подготовку. В остальном: консультация у врача по ходу подготовки — 3000 рублей, анализы — стандартно, 5000-10 000 рублей, сдаешь несколько раз за весь период тренировочного процесса.
Бассейн и восстановительные процедуры стандартные: 15 000 за три месяца плавания и 3000-5000 рублей за сеанс массажа. В этот раз я, правда, потратился и купил для восстановления миостимулятор Compex, ими сейчас все чаще пользуются в спорте (70 000 рублей) и профессиональный массажер TheraGun — примерно столько же.
Функциональное тестирование стоит 10 000 рублей за одно посещение специалиста, его обычно делают 2-3 раза за подготовку, чтобы понять, с какими данными начинать новый этап тренировочного лагеря.
Тренировки
В Москве залам мы ничего не платим за тренировки. Во-первых, в ММА-сообществе все друг друга знают, во-вторых, для большинства залов основной источник дохода — это любители, а боец UFC скорее неплохая реклама. Мы тренировались в залах Evolve GYM, Ultimate и с командой «Стрела».
После боя в сентябре усилили тренерский состав и в среднем оплата тренеров составляла около 260 000 рублей в месяц. С одной стороны, это много, с другой — лучше тратить на тренеров, а не на лечение. С каждым была разная договоренность: кто-то просто получал 5000 рублей за тренировку 1,5-2 часа.
Со специалистом по физподготовке мы заключили соглашение, по которому он должен был курировать физическое состояние и разрабатывать тренировочный план с учетом всех моих занятий на неделе и медицинских тестов. Он был на каждой тренировке и получал 150 000-200 000 рублей в месяц. Еще один тренер обходился нам в 27 000 в месяц.
Тренер по бразильскому джиу-джитсу Рафаэль Дос Сантос согласился проконсультировать практически бесплатно в последние три недели перед боем. Его советы очень помогли.
Оплачиваемых спарринг-партнеров у меня не было — в ММА пока чаще помогают друг другу бесплатно.
- Как Конор Макгрегор сделал Хабиба Нурмагомедова мультимиллионером
- «Он умолял не убивать его»: почему Хабиб больше не хочет драться с Макгрегором
Доходы
Гонорары за бои не покрывают все расходы. Но я представляю ММА-команду Industrials, где получаю зарплату. Кроме того, менеджер проекта занимается поиском коммерческих партнеров. Сейчас у меня три спонсора: общественная организация «Северный десант», благотворительный фонд «+7» и производитель спортпитания Vp Lab. Совокупный доход от них 250 000 рублей. Не могу разглашать точные доли, но они не равные.
Какие-то деньги трачу на продвижение себя в социальных сетях — это важно для спонсоров, поэтому раз в два-три месяца мы просим фотографа поработать и иногда привлекаем копирайтера. За пять месяцев между боями на это ушло около 130 000 рублей.
Оба боя в UFC принесли хорошие деньги — гонорары были опубликованы, но цифра с турнира в Москве была не совсем адекватной. Сумма с боя в Атланте куда ближе к правде ($170 000. — Forbes).
Логистика
UFC обычно оплачивает перелет бойца и секунданта, неделю проживания на месте и питание. В Америку из России все стараются прилететь пораньше, поэтому мы сами оплачивали дополнительную неделю проживания. Кроме того, тренеру пришлось делать визу в ускоренном режиме, так что вместе с расходами в Штатах поездка обошлась нам в 216 000 рублей.
Плюс мне нужен был человек, который помогал бы на этапе подводки. Это был один из российских бойцов ММА. Мы оплатили ему перелет, проживание и командировочные — вышло 82 000 рублей. В остальном UFC берет на себя практически все расходы на неделе боя: вы живете в отеле, вас либо обеспечивают питанием, либо, как в Москве, выдают по $50 суточных на бойца и человека из команды, транспорт на каждое мероприятие также берет на себя организация.
Итого: подготовка к бою в Атланте обошлась почти в 2 млн рублей, но мы довольны результатом. Я побил бойца, который победил меня пять лет назад, выступил на номерном турнире (мероприятие, где проводится титульный бой. — Forbes) вошел в топ-15 рейтинга и без травм вернулся домой.